Обновлено в 16:43

Российские издательства и авторы детских книг высказались против исследования, проведенного Союзом писателей в отношении детской литературы. О письме представителей книжной отрасли Союзу писателей России сообщает газета «Коммерсантъ». Его подписали 357 человек.

Согласно исследованию, 60% детских книг формируют негативные установки в сознании детей, рассказали участники рынка, но дело в том, что никто из представителей отрасли не видел полной версии исследования. Известен только вывод, и есть непонятные выдержки. Аналитику исследования издательства считают «нерепрезентативной» и сомневаются в корректности методологии.

Конкретных примеров деструктивной литературы представителям отрасли тоже не привели. И издательства, мягко говоря, в растерянности, говорит директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов:

— Мы находимся в очень странной ситуации. Есть некое исследование, которое никто не видел, проведенное неким органом, который очень плохо интегрирован, мягко говоря, в систему российского детского книгоиздания и детской книги, и есть какие-то выводы. На основании этих выводов нужно предпринимать какие-то шаги, с чем-то бороться. Такой подход мне и большей части представителей нашей отрасли кажется очень странным. Для начала давайте узнаем, что это за исследование, нам пока не отвечают. Ситуация в отрасли и так плохая, с детской книгой сейчас дела обстоят не очень хорошо и с детской литературой тоже, она падает, она не находит своих ориентиров. В этот момент начинать борьбу неизвестно с чем и за что выглядит как минимум странно. Это выглядит, кстати, деструктивно по отношению к детской книге, к детской литературе. Это фантомное исследование привело нас в такую нервическую ситуацию, когда все говорят, что нужно с чем-то бороться, кого-то обвинять, но на основании чего, непонятно.

— После этого что они хотят-то? Изъять эти так называемые деструктивные книги из продажи?

— Диалога здесь нет, мы не знаем, что хотят участники этого исследования, что хочет Совет по детской книге. Люди встревожены, не понимают, боятся беспочвенных обвинений. Неизвестные угрозы страшнее реальных.

— Не будет ли массового изъятия детской литературы? А то придешь в магазин книжный, ни «Малыша и Карлсона» нет, потому что прогулки по крышам, Корней Чуковский, там какая-нибудь...

— «Зубы острые в самое сердце вонзает и кровь у него выпивает», да? Ну и «Колобок» — это тоже довольно жестокое обращение с разумными существами. У Агнии Барто — наша Таня же все-таки громко плачет, и зайку бросила хозяйка. Вы знаете, наша отрасль сильно зарегулирована, детская литература тоже. Как минимум есть ФЗ 436 уже 14 лет. Когда принимали федеральный закон, там люди много пытались создать прецедентов, доведя до абсурда и «Тома Сойера», и русские народные сказки подвести под запрет определенных возрастных маркировок. Мы все в тот момент отшутились, отпереживали, сейчас новая волна, и не хотелось бы, чтобы это приводило к нелепым решениям.

Союз детских писателей тоже взволнован и считает, что под раздачу таким образом может попасть любое детское произведение. Но исследование выглядит несерьезно, говорит российский детский писатель Елена Ульева:

Елена Ульева российский детский писатель «По поводу этого исследования. Я вхожу в Союз детских писателей, и мы подписали открытое письмо по поводу того, является ли этот человек или эта комиссия, которая проводила это исследование, действительно серьезной. То есть результаты и вообще цель, и как это все проводилось, непонятны. Что являлось важными приоритетами в проведении этого исследования. Считаю, что это уже крайности, и так искать в каждой сказке пугающие моменты, которые вдруг наших детей превратят неизвестно в кого, я считаю, что не стоит. Я считаю, что это крайности, и мы ищем проблемы там, где их нет. Сейчас в Союзе детских писателей мы подписываем открытое письмо коллективное о том, чтобы пересмотреть все это исследование. Все детские писатели очень озабочены, под топор, под раздел попадают все произведения детской литературы. То есть давайте мы вообще детскую литературу запретим, чтобы дети у нас вообще ничего не читали».

Автором исследование, как выяснилось, стал некий писатель Николай Нилов. Business FM обнаружила, что его книга на тему детской литературы рекламируется на сайте Cоюза писателей России. Это общественная, не государственная организация, довольно активная, но доверия этому исследованию никакого у профессионального сообщества нет, говорит детский писатель Андрей Усачев:

Андрей Усачев детский писатель «Во-первых, исследование мы не видели, мы видели выводы, но по выводам можно понять, каково исследование. Что же за такие исследователи у нас взялись, что же это за такой Cоюз писателей, совет по детской книге? Звучит очень гордо, мощно прямо — это Совет по детской книге, если дальше бы убрать этот Союз писателей, так вообще бы получилось, что это главный у нас орган. Это какая-то организация, которая никого не представляет, кроме одного из трех союзов. В последнее время вообще Союзы писателей являются такими богадельными для людей, которых не печатают или печатают мало. Ясно, что у людей, у которых книги не выходят, а у других выходят, возникает чувство зависти, злобы: а почему это мы такие прекрасные писатели, а нас не печатают, а печатают других? Значит, другие вредные, деструктивные. Я думаю, что все это основано на этом, исходя из фигуры председателя этого совета, у которого, по-моему, только одна книжка вышла. Но в области детской литературы теперь всякая домохозяйка имеет свое суждение, она может его высказать. Коснется ли это меня? Меня это уже касается, и касается давно, всяческие молодые мамы ругают мое стихотворение «Василиса Прекрасная», что оно такое гендерно неправильное, что вот как плохо Усачев относится к женщинам. А эти господа, авторы этого исследования сделали другой вывод, что в этих стихах я призываю к тому, чтобы дети не учились. Но это все для людей, у которых напрочь отсутствует элементарное чувство юмора. За себя я не боюсь, кусать они будут, наезды всяческие будут, но я больше переживаю за молодых писателей, с которыми попроще будет справиться».

Комитет Госдумы по защите семьи уже обратился к правительству с предложением разработать меры против распространения деструктивной литературы. Есть и призывы к привлечению издательств к возможному регулированию детского сегмента.