Замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин рассказал о законопроекте, предусматривающем обязательную установку российского магазина приложений RuStore на все смартфоны. Документ принят в первом чтении.

Те, кто откажется исполнять закон, будут оштрафованы, рассказал депутат. Он добавил, что, по его данным, Apple не против появления RuStore в своих гаджетах:

«Не дело, когда крупнейшие российские банки, попавшие под несправедливые санкции, вынуждены партизанить в иностранных магазинах приложений. Прежде всего я имею в виду, конечно, гаджеты Apple. Мы не выдумываем колесо. Мы не выдумываем что-то новое, поскольку аналогичное регулирование уже действует в Европейском союзе. С апреля этого года в ЕС уже начал работу альтернативный магазин приложений, и Apple его допустила, поэтому уверен, что и у нас все будет с этим нормально, потому что сегодня идут переговоры с компанией. Законопроект не запрещает гаджеты Apple. Он строго регламентирует равный доступ наших граждан, наших разработчиков в магазины приложений. В случае если кто-то будет нарушать нормы закона, возможны штрафные санкции. Тем не менее уверен, что в целом система будет работать и скоро на американских гаджетах появится альтернативный магазин приложений, наши люди смогут скачивать те приложения, которые сегодня находятся там под другими именами в партизанском, как я называю, режиме».

Эксперты видят перспективу несколько иначе. Даже если закон будет принят и за его нарушение будут введены штрафы, от этого RuStore в iPhone не появится. В этом абсолютно уверен техноблогер Wylsacom:

Валентин Петухов блогер, основатель YouTube-канала Wylsacom «Я думаю, что все упирается в формулировку «официальные продажи». Дело в том, что компания Apple ушла из России в 2022 году и официально сейчас свои устройства не реализует. Соответственно, и исполнять этот закон у нее нет ни единой причины. Поэтому я думаю, что в данном случае это достаточно популистский законопроект и в целом сама инициатива, которая на реальность никакого влияния оказать не сможет. Единственное, что, если это пойдет дальше и такие устройства нельзя будет официально реализовывать, пострадает розница, которая и так достаточно тяжело в рамках параллельного импорта эти устройства продает — со сложностями в гарантийном обслуживании и так далее. Поэтому мне кажется, что концептуально инициатива в целом неплохая для официально продаваемых устройств, но фактически конкретно на iPhone и на другую технику Apple это распространяться может весьма формально, потому что пока она точно никак на это реагировать не будет. Но когда компания Apple захочет вернуться, то, как и в Евросоюзе, скорее всего, будут применяться варианты альтернативного стора. Но проблема в том, что у компании Apple есть достаточно большие ограничения по этим самым магазинам, и, опять же, там де-факто разрешение есть, а фактически со времен разрешения этих магазинов толком и не появилось, потому что экономически это не очень целесообразно: настолько много ограничений, настолько большое количество требований, которым надо соответствовать, что для бизнеса это просто неинтересно».

По плану закон должен вступить в силу 1 сентября 2025 года.