Селлеры заподозрили крупные маркетплейсы в нечестной игре
Схема, которую ранее в недобросовестной конкурентной борьбе использовали друг против друга продавцы и владельцы ПВЗ, вероятно, может быть выгодна и еще одной стороне — площадке. По крайней мере, такие подозрения возникли у ряда российских селлеров. О чем они и рассказали Business FM
Читать на полной версииМаркетплейсы могут быть заинтересованы в недобросовестной конкурентной борьбе продавцов и владельцев ПВЗ. Речь идет о схеме, при которой у селлера заказывают крупную партию товаров, но не выкупают их. И работает это, только когда заказ не подразумевает предоплаты. Началось все с захламленных ПВЗ. Кто-то заказал огромные партии чего-то крупногабаритного, пункт забивался эти товаром под потолок, что блокировало его работу. Как следствие, недовольные клиенты, штрафы от площадок и так далее. Соседний ПВЗ в плюсе. Потом стало известно, что в принципе той же схемой пользуются и селлеры-конкуренты.
Один продавец выкупает у другого всю партию товара, пользующегося высоким спросом, и заказывает он эту партию в какой-то удаленный пункт выдачи. Там товар не выкупается, и, пока он путешествует от склада к ПВЗ и обратно (что отнимает у жертвы деньги), недобросовестный конкурент в это время закрывает спрос на этот товар своим предложением.
Но теперь селлеры заподозрили площадки в том, что они тоже пользуются этим способом заработать. Вот что Business FM рассказала Юлия, представляющая интересы одного из пострадавших продавцов:
— По сути, товар заказывают со склада. Когда заказывается по 100 единиц, максимум — до 99 единиц, товар приходит буквально на следующий день со склада в ПВЗ. В единичном заказе товар идет обычно три-четыре дня. Возникает вопрос: почему товар в таком количестве так быстро успел дойти до ПВЗ? Плюс из моего опыта, когда я приезжала сама в ПВЗ, эти ПВЗ принадлежали не частным лицам, а принадлежали непосредственно маркетплейсу.
— То есть они зарабатывают на транспортировке?
— Да, они зарабатывают на логистике.
— Как могут помочь камеры?
— В отчетах продавца есть тайминг, когда произошел отказ. Условно в 9:02. По камере можно посмотреть, пришел ли какой-то сторонний человек или сотрудник ПВЗ либо вообще никто не приходил.
— То есть отказ все-таки приходит? То есть товары не лежат до крайнего срока?
— Отказ по QR-коду. В том и ситуация. Если бы товар отлеживался 12 дней [в ПВЗ], как положено, мы бы могли думать, что это проделки конкурентов, но товар не отлеживается. Товар приехал — на следующий день кто-то пришел и отказался через QR-код.
Публикации с похожими жалобами на разные площадки можно найти в Сети. Селлеры уже готовят коллективное обращение в ФАС. Для этой службы тут действительно есть работа, но в случае с УК, кто бы ни использовал такую схему для собственного обогащения — селлер, владелец ПВЗ или площадка, — статью подобрать будет трудно, считает управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов:
Владимир Юрасов управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» «На мой взгляд, если нет подделки, фальсификации информации товаров, маловероятно, что здесь есть, на первый взгляд, признаки 159-й статьи «мошенничество».
А вот маркетплейсы при желании могли бы без особого труда избавить от этой напасти всех участников цепочки, уверен эксперт в области информационной безопасности, управляющий RTM Group Евгений Царев:
Ключевое здесь «иногда». При этом не очень высокую активность площадок в борьбе с такими схемами эксперт объясняет не злым умыслом, а стремлением маркетплейсов создавать как можно меньше неудобств для добросовестных покупателей. Ведь любое ограничение может сказаться на уровне комфорта, с которым потребитель делает заказ. Однако селлеры видят картину иначе.