Вклад в инфляцию: угрожают ли российской экономике рекордные объемы депозитов граждан и бизнеса. Комментарий Семена Новопрудского
На фоне рекордно высоких ставок по вкладам для физлиц и бизнеса и рекордных сумм на счетах в банках у компаний и граждан в российской экономике появляется новая проблема, считает колумнист
Читать на полной версииВ сентябре — это пока самые свежие доступные данные — ставки по депозитам юридических лиц обновили многолетние максимумы. Доходность по вкладам для бизнеса на сроки от года до трех лет и от полугода до года составила 22,09% и 21,38% годовых соответственно, что стало наивысшим показателем с 2014 года. По данным Банка России, на 1 октября компании хранили на банковских счетах 57,2 трлн рублей, а граждане — 52 трлн рублей. Оба показателя — исторические рекорды.
Причины притока денег на депозиты для бизнеса, вклады и накопительные счета для физических лиц одинаковы: высокая ключевая ставка повышает ставки по накопительным продуктам. При этом ставки по депозитам для бизнеса и физлиц существенно — в 2,5-3 раза — опережают нынешний уровень официальной годовой инфляции. Да и сама ключевая ставка существенно выше текущих показателей роста цен.
Внешне ситуация похожа на замкнутый круг и инфляционную ловушку: высокая инфляция порождает высокую ключевую ставку, высокая ключевая ставка заставляет банки задирать ставки по депозитам, что приводит к росту накоплений на банковских счетах, а бурный рост накоплений компаний и граждан угрожает ростом инфляции, если ключевую ставку начнут резко снижать.
Считается, что резкое снижение ключевой ставки может привести к значительному быстрому оттоку этих средств в экономику и новому мощному всплеску инфляции. В такой ситуации охлаждение спроса и замедление экономического роста может стать важной стабилизирующей мерой. Но снижать ключевую ставку, независимо от реального уровня инфляции и инфляционных ожиданий, все же лучше плавно.
На этом фоне даже стали появляться слухи о возможной заморозке вкладов ради недопущения их массового оттока и взрывного роста цен в случае резкого разворота ключевой ставки. Заморозка вкладов — явно не метод стабилизации экономики и борьбы с инфляцией. Это верный и короткий путь к дестабилизации финансовой системы.
Корпоративные депозиты точно не представляют значительной инфляционной угрозы. Даже при рекордных ставках бизнес в основном хранит деньги на краткосрочных депозитах сроком до 30 дней: их доля превышает 90%. При этом доля депозитов для бизнеса сроком от полугода до года составляет лишь 0,41%, а от года до трех лет — 0,18%. Логику компаний легко понять. Они набрали кредитов по высоким ставкам. После снижения ключевой эти кредиты не подешевеют. Значит, нужно постоянно держать под рукой в том числе на краткосрочных депозитах запас краткосрочной ликвидности для обслуживания кредитного долга.
Конечно, такая логика тормозит внутренние инвестиции, рост которых остается высоким, но начинает замедляться. Однако при этом компании используют краткосрочные депозиты как подушку безопасности. Едва ли все короткие деньги с корпоративных депозитов хлынут в экономику при резком снижении ключевой ставки (сама вероятность такого сценария без веских внешнеполитических причин в ближайшее время вызывает огромные сомнения). Они пойдут на погашение прежних дорогих кредитов. К тому же при снижении ставок для компаний опять станут доступнее новые кредиты. А если при этом еще и будет замедляться рост цен, депозиты по меньшим ставкам сохранят привлекательность, потому что все равно обеспечат доходность выше инфляции.
Для судьбы вкладов и накопительных счетов граждан тоже важнее не номинальные ставки, а доходность по отношению к инфляции. Объективно существенное замедление роста цен возможно лишь при значительном спаде потребления и зависит от динамики доходов. Динамика доходов россиян не зависит от ключевой ставки напрямую. Доходы могут расти при высокой ключевой ставке, как это происходит в последние полтора года, а могут падать или стагнировать при относительно низкой, как было в 2016-2020 годах. У нас уже были волны резкого снижения ставок, последняя — весной-осенью 2022 года. Никакого массового оттока депозитов физлиц и резкого скачка инфляции это не вызвало.
Третий важный участник этой истории — банковская система. Ей массовый отток депозитов точно не сулит ничего хорошего, даже несмотря на «жирок» прибыли, накопленный банками за последние два года. Собственно, в конце февраля 2022 года ЦБ повышал ставку с 9,5% сразу до 20% только для того, чтобы не допустить банковской паники и массового оттока вкладов. Сейчас оснований для такой реакции населения в случае плавного снижения ставки нет. Если размер ключевой ставки будет оставаться выше уровня инфляции, привлекательность ставок по вкладам сохранится. А ставки по накопительным счетам банки имеют право менять произвольно в любой момент.
Реальной угрозой для финансовой стабильности и детонатором резкого роста цен могут стать скорее товарный дефицит и неконтролируемый рост государственных расходов, но не рекордный объем депозитов населения и бизнеса. Не говоря уже о том, что деньги населения и бизнеса на банковских счетах вовсе не мертвый груз, а финансовые ресурсы, позволяющие банкам выдавать кредиты. Но для минимизации потрясений ключевую ставку все-таки лучше снижать плавно и предсказуемо.
Главной задачей монетарных властей остается создание условий для роста доходов населения и прибыли компаний. Если у граждан и бизнеса не будет денег, они точно не смогут хранить сбережения на депозитах при любых ставках, как не смогут инвестировать и увеличивать потребление.