Обновлено 10 ноября в 17:15

Губернатор Омской области Виталий Хоценко включил в программу приватизации недостроенный корпус омского метрополитена. Распоряжение главы региона опубликовано на портале правовой информации.

Метрополитен в Омске начали строить в 1993 году. Подрядчиком выступала компания «Мостовик». Сдача первого участка планировалась еще в 1990-х и неоднократно переносилась, но из-за финансовых проблем в последние годы стройку заморозили. Чтобы хоть как-то окупить расходы, единственную станцию выставили на продажу. Балансовая стоимость объекта оценивается почти в 250 млн рублей.

Омску метро крайне необходимо, на узких магистралях ежедневно собираются восьми-, а то и десятибалльные пробки, а новость о продаже станции означает, что в ближайшие годы метро Омску не видать, считает независимый журналист из Омска Александр Грасс:

— Очень много сделано, самая громоздкая часть — это станция и подходы к ней. Несколько станций в городе уже были сделаны, оставалась только проходка. У «Мостовика» было проходочное оборудование, купленное в Канаде за 1 млрд рублей по тем ценам, и это огромные деньги. Но было сделано все, чтобы уничтожить «Мостовик» с помощью силовиков, различных схем, афер, в итоге это оборудование было уничтожено, продано за бесценок.

— Компания-подрядчик больше не существует?

— Да. Создана искусственная ситуация банкротства ведущего предприятия Западной Сибири, мост на остров Русский, Московский метрополитен, одна из станций, вантовый мост в Москве, куча проектов в Сочи к Олимпиаде — предприятие было на подъеме, когда его просто рубанули.

— Когда речь пошла о продаже этого проекта, что имеется в виду, кто может выступить приобретателем?

— В одном из округов Омска компания-застройщик купила земельный участок.

Стоимость оценивается в 500 млн рублей под застройку бизнес-объектами и жильем. Поэтому 250 млн с учетом дальнейшего использования для коммерческой недвижимости, для жилой застройки, я думаю, что это небольшие деньги. Активы распродаются, но это делается для того, чтобы полностью уничтожить проект возможности реализации метрополитена в Омске.

В 2017 году региональные власти приняли решение о консервации недостроенного метро. По данным «Российской газеты», на тот момент в строительство всех объектов метрополитена, включая метромост через Иртыш длиной 650 метров, вложили 14 млрд рублей. Для завершения проекта требуется еще не менее 22 млрд рублей инвестиций.

Но на это просто нет средств в местном бюджете, говорит руководитель интернет-портала «Наш транспорт» Константин Венцлавович:

— Омское метро — притча во языцех. На самом деле более или менее была построена только одна-единственная станция, кусочки тоннелей, и все было давно заморожено. То, что продается омское метро, — это больше громкий заголовок, чем действительно фактическая продажа метрополитена. На самом деле речь идет о продаже одного из недостроенных корпусов, а именно инженерного корпуса, который должен был использоваться потом метрополитеном, если бы он был открыт. И сейчас этот недостроенный объект власти решили приватизировать, чтобы выручить хоть какие-то деньги за этот недостроенный, недоделанный объект.

— То есть дальнейшего развития метро после продажи мы не можем ожидать?

— Если когда-нибудь будет принято решение построить метрополитен в Омске, то продажа этого корпуса не помешает, построят другой инженерный корпус в другом месте, на другом участке, если вдруг понадобится. Насколько я понимаю, сейчас региональные власти не видят никаких перспектив в плане строительства метро в Омске. Дело это достаточно затратное, и в Омской области, очевидно, нет достаточного количества средств, чтобы построить метрополитен. Возможно, к этому когда-нибудь вернутся, может быть, в каком-то другом виде, как сделали в Красноярске, можно чуть-чуть сократить расходы, и часть линии пустить по улице в виде обычного трамвая — но, опять же, это перспективы уже не для пятилетки, может быть, даже не этого десятилетия. Сейчас ситуация в Омске такая, что таких денег, таких инвестиций нет.

Строительство метрополитена в Омске в следующем году планируется законсервировать. На эти цели из регионального бюджета направят около 800 млн рублей.

Омский метрополитен в случае открытия в установленные сроки должен был стать вторым в Сибири после Новосибирского и седьмым в России.