60-70% коньяка в России — фальсификат, изготовленный с нарушением технологии производства. Об этом заявил начальник Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС Георгий Самосоров на Российском винодельческом форуме.

По словам Самосорова, для подделки используются невиноградные спирты, не соблюдается срок выдержки, в продукт добавляют ароматизаторы и красители.

Продолжает эксперт алкогольного рынка, автор телеграм-канала «Пьяный мастер» Денис Пузырев:

Денис Пузырев эксперт алкогольного рынка, автор телеграм-канала «Пьяный мастер» «Коньяк имеет определенные технологические условия производства. Все это довольно дорого, поэтому очень часто производят под видом коньяка либо спирты, которые выдержаны не в бочках, не в определенных условиях — не три года, не два года, не пять лет тем более, а полгода с помощью специальных дубовых щеп, либо же это вообще не имеет отношения к виноградным спиртам, а просто какая-то водка, в которую добавили красителей, ароматизаторов и довели ее до неких кондиций, которые позволяет ей выглядеть как коньяк и иметь вкус, более-менее напоминающий этот бренди. Это очень старая история. Надо понимать, что коньяк не может стоить как водка среднего сегмента, потому что по определению его производство стоит дороже. Если брать легальную большую розницу, невозможно представить ситуацию, когда ты купил бутылку какого-то большого бренда типа Hennessy или Napoleon, а это оказалось что-то не то, потому что, безусловно, они смотрят за легальностью. В случае выявления нарушений они лишатся лицензии и тем самым лишатся огромного количества денег. В каких-нибудь магазинах «Продукты 24», которые работают во дворах и торгуют черт знает чем, конечно, такое может случиться».

В 2023 году таможенная служба провела 103 экспертизы по коньякам. В 60% случаев это были фальсификаты. В 2024 году количество экспертиз почти утроилось, а пропорции выявления фальсификатов сохранились, отмечают таможенники.

Хотя, как считает директор московского филиала таможенного представителя Forza Александр Глебов, показатели могут быть несколько завышены:

— Про 60-70% я сомневаюсь, мне кажется, это слишком алармистские цифры, но допускаю, что это исчисляется десятками процентов. Понятно, что процесс стандартизации всех систем автоматического учета и контроля будет набирать обороты. Возможно, эта цифра выглядит такой убийственной с точки зрения довода в пользу того, чтобы усилить контроль в данной сфере.

— Как выявляется фальсификация?

— Сейчас ее хотят выявлять технически — отсутствием нужной маркировки, отсутствием таможенной документации, декларации, которая должна была быть на эту продукцию, отсутствием марок. Способов множество. Сейчас уже продукция проходит определенный алгоритм при таможенном оформлении, при ввозе, при ее учете. Если есть какие-то нарушения на каком-то этапе, это, естественно, будет вызывать повышенный интерес, который, возможно, приведет к обнаружению потоков контрафактной продукции. Таможня может проверить эпизодически. Если у нее срабатывает определенный профиль риска, она может проверить по составу, по соблюдению технических процессов и по прочим моментам. Но все-таки именно таможенные органы делают это в исключительном порядке. У них же система рисков. Представляете, идет огромный поток товаров, и, если будет срабатывать на все подряд, ресурсов просто не хватит.

Для лучшего контроля качества коньячной продукции с 2023 года в России действует новый ГОСТ, который позволяет определять в том числе критерии идентификации коньячных напитков, указал Самосоров.