Ставить Достоевского довольно сложно. Классик для театра не писал, поэтому и сопротивляются его крупная форма, текст и мысль. Роман «Бесы» запутанный и витиеватый, полон событиями, героями, локациями и, конечно, философией. Режиссер и художественный руководитель новосибирского театра «Красный факел» Андрей Прикотенко признается, что «Бесы» — самый сложный в его жизни роман, трудный для сценической композиции. Но тем интереснее и ответственнее шла работа над спектаклем.

Прикотенко решил немного «причесать» текст Достоевского, но сохранить стилистику и структуру речи людей, живущих в XIX веке. С сюжетом тоже пришлось немало работать, рассказывает режиссер, художественный руководитель новосибирского театра «Красный факел» Андрей Прикотенко:

Андрей Прикотенко режиссер, художественный руководитель новосибирского театра «Красный факел» «Достоевский в этом сложнейшем романе рассыпается, даже иногда размазывается. Он умеет сложно написать совершенно простую вещь, что тебе приходится делать серьезные усилия для того, чтобы докопаться до этой элементарной сути. Плюс в этом романе странный дуализм. С самого начала все сделано так, что нас подводят к истории Ставрогина, а потом вдруг в какой-то момент на сцену выходит Петр Степанович Верховенский и заполоняет собой все. Для театра это просто катастрофа. Спектакли можно делать какими хочешь, но для такой крупной формы академического эпического дыхания это большая сложность, потому что зритель ничего не поймет. И приходится тут тоже что-то изобретать, чтобы внятно ответить себе на довольно-таки сложный вопрос, кто главный герой».

Как и в романе, это Николай Ставрогин, которого окружающие считают полубогом.

Очень удачное, как по мне, авторское решение с отсутствием среды. Декораций на сцене минимум, вокруг — белое пространство, которое обыгрывается светом, а с потолка на протяжении всего спектакля сыплется пепел. И постепенно белоснежный пол окрашивается в черный.

Герои романа «Бесы» недовольны миром, в котором живут, и хотят его изменить: улучшить или разрушить, осознают себя как поколение, которому предстоит очистить человечество от предрассудков, попадают под влияние радикальных идей «нечаевщины» — террористического направления в революционном движении XIX века. И приходят к трагическому финалу.

Роман, конечно, подвергался цензуре, вокруг него было много толков. Так же и со спектаклем Прикотенко: реакция театрального сообщества — от восторга до неприятия. Своими впечатлениями от спектакля делится театральный обозреватель, драматург Влад Васюхин:

Влад Васюхин театральный обозреватель, драматург «Спектакль многословный, глубокий. Достоевщина присутствует во всей ее величине. Он красивый, в нем много эмоций, иногда даже чересчур. Много истерики, но эта истерика есть и у Достоевского. Очень удачно использовано сценическое пространство, замечательная музыка, находка с пеплом, который падает практически весь спектакль. Очень много того, что удивляет, поражает, восхищает, раздражает. Эта работа, думаю, заставит многих из тех, кто ее видел, снова обратиться к роману».

Спектакль держит в напряжении до самого конца. А он, к слову, идет 3 часа 20 минут. Билеты на московские гастроли «Красного факела» разошлись за несколько часов. Если вдруг будете в Новосибирске, обязательно сходите.