Обновлено в 15:39

Четверть российских предприятий считает огромной упущенную выгоду из-за нелегального рынка. Это следует из опроса «Бизнес-барометр страны», проведенного Торгово-промышленной палатой, пишет газета «Ведомости».

Чуть больше половины предпринимателей — 51% — сталкивались с теневым сектором в своей сфере, 40% оценили долю серой зоны в своей отрасли в 10%, 36% опрошенных — в четверть рынка.

Подавляющее большинство заявило, что теневой бизнес мешает развитию их компаний, 27% назвали упущенную выгоду «огромной». Основными признаками нелегального сектора опрошенные назвали отсутствие регистрации, неуплату налогов, отказ от получения разрешений и серые зарплаты.

Для отрасли торговли детскими товарами проблема стоит остро, говорит основатель и генеральный директор NappyClub — российского бренда товаров для мам и малышей, Роман Квиникадзе:

Роман Квиникадзе генеральный директор NappyClub «Наша отрасль точно сталкивается с этой проблемой. Это является большой проблемой. Работая с детскими товарами, ты в первую очередь сталкиваешься с их качеством и обязательной сертификацией. Практически каждый вид товара требует сертификации либо декларации соответствия, либо СГР — это требует времени, денег, гособразцов, чтобы конечная продукция соответствовала стандартам. Мы наблюдаем очень большое количество серых товаров, которые ввозятся из Китая нелегально. Декларирование идет не пойми как, про сертификацию вообще отдельный момент — может под одним сертификатом в лучшем случае ввозиться много того, что очень абстрактно можно под него подписать, и тем не менее все равно подписывают, проводят. В итоге товар, который завезен в Россию, продается без действующей уплаты соответствующих налогов, пошлин и проверок с точки зрения его качества. Ценообразование у этих товаров существенно ниже относительно базовой рыночной цены. Здесь два момента, где можно контролировать: это пересечение границы, и все четко понимают, где что в каких объемах идет. Второй момент — это непосредственно продажа. Вот две точки контроля, с которыми надо работать, тогда хоть как-то будет налажен процесс».

На рынке говорят, что в нынешних экономических реалиях не уйти в серую зону сложно — ключевая ставка высокая, налог на прибыль повышается — в 2025 году он увеличится до 25%. Вырастет и МРОТ, а также неналоговые платежи бизнеса, например за ЖКХ. В совокупности, по мнению аналитиков, это может вызвать разрастание теневого сектора.

При этом конкурировать с ним в такой ситуации легальному бизнесу очень сложно, говорит президент и управляющий партнер Inventive Retail Group Тихон Смыков, его компания занимается в том числе продажами техники и гаджетов:

Тихон Смыков президент и управляющий партнер Inventive Retail Group «Любые брендовые продукты, в особенности технологичные, очень уязвимы. На рынке сейчас очень много технологической продукции продается по ценам, которые невозможно объяснить никак, кроме как ввозом без уплаты НДС и любых таможенных платежей. И по нашим внутренним оценкам, если говорить, например, про продукцию Apple, доля такой продукции на российском рынке может составлять до половины, и это уже десятки миллиардов рублей неуплаченных налогов в казну. И хочется надеяться, что государство примет меры, потому что, когда на один и тот же товар разница составляет 20%, 30%, 40%, с этим тяжело бороться. Мы не можем пойти самим оптимизировать ввоз, мы не будем делать, есть ощущение, что мы движемся обратно в начало 90-х годов. И, с одной стороны, повышаются ставки кредитования, возникают проблемы у розничных сетей, проблемы у торговых центров. А одновременно с этим растет сегмент, который, такое чувство, что не подвержен никакому регулированию, и это все приведет к большим проблемам в отрасли розничной торговли непродовольственными товарами, которая строилась десятилетиями. Мне кажется, мы нуждаемся и в повышении чистоты и глубины соответствующих проверок и, наверное, в увеличении ответственности, если не хватает того, что существует на сегодняшний день. Если проблема не решается, надо что-то менять? Так что тут, наверное, должны решать люди, которые за это отвечают».

О проблемах, вызванных теневым бизнесом, говорит руководитель компании «Мастерпроф» Павел Брун:

Павел Брун генеральный директор компании «Мастерпроф» «Мы являемся поставщиком крупной федеральной сети, вообще, работаем в основном по сетям. Часть продукции у нас везется из Китая. Большинство проблем в плане именно теневого сегмента относятся к тому, что все-таки ряд компаний еще работают не «в белую», это касается не только зарплат, но и оптимизации НДС. Нам с ними очень тяжело конкурировать по ценообразованию, потому что это две очень большие затратные статьи. Если говорить по зарплате, то совокупно все расходы на зарплату, включая налоги и фонды, составляют порядка 45% к той сумме, которую человек получает на руки. Поэтому если компания не закладывает эти расходы в свое ценообразование, нам с ними конкурировать очень сложно, и такие компании на рынке остались. Несмотря на то, что их становится меньше с каждым годом, но поскольку они есть, они очень сильно мешают. Старания налоговой в этом направлении видны, но ФНС берется в основном за крупные компании, где видны большие суммы оборотов, с этими компаниями они как-то более-менее порядок навели. Но если какие-то средние или небольшие компании, то ФНС до них пока добраться не смогла и не факт, что доберется в ближайшее время».

Согласно опросу ТПП, 31% опрошенных предпринимателей заявили, что необходимо ужесточать контроль и регулирование, чтобы избежать разрастания серого сектора. Но эксперты говорят и об обратной тенденции. Например, в сфере такси, где требования нового закона, по данным Союза пользователей платформ «Цифровой мир», не могут выполнить более 70% водителей.

По последним данным Росстата за 2022 год, размер ненаблюдаемой экономики страны составил почти 11,5% от объема ВВП. Для сравнения, в 2021 году показатель не превышал 10,5%.