Легальный рынок безалкогольных напитков увеличился на 25% после введения маркировки, заявили в Центре развития перспективных технологий — операторе системы маркировки «Честный знак». Там отметили, что из тени вышло 276 новых производителей и через полки магазинов прошло уже более 9,5 млрд литров маркированных напитков.

Маркировка продукции этой категории стартовала в декабре прошлого года и в июне 2024 затронула уже все безалкогольные напитки, отмечает основатель Petrova 5 Consulting Марина Петрова:

Марина Петрова гендиректор Petrova 5 Consulting «Когда мы анализируем статистические данные, важно понимать так называемые границы исследования. Дело в том, что категории в систему «Чистый знак» в части безалкогольных напитков добавлялись постепенно, и в конце прошлого года сложилась ситуация, когда производители, ретейл и гостинично-ресторанный бизнес не смогли вовремя внедрить систему маркировки и часть компаний и часть небольших магазинов попросту убрали воду из ассортимента. А со временем компании нарастили объемы продаж за счет того, что смогли внедрить эту систему. И сегодня мы видим рост компаний, которые применяют систему маркировки. И если мы говорим о системе потребления, то объемы потребления минеральной воды и безалкогольных напитков остались примерно на том же уровне».

В январе — феврале 2024 года производство безалкогольных напитков в России снизилось впервые за пять лет — сокращение составило 3%. В NielsenIQ отмечали снижение продаж — в натуральном выражении в первом квартале 2024 года оно составило немногим более 1%. При этом в денежном выражении рост продаж составил 14,5%.

Cреди вероятных причин подобной статистики в Союзнапитках называли введение курсовых пошлин, из-за которых производители утратили интерес к экспорту и сосредоточились на российском рынке, а также маркировки и акциза на сахаросодержащие напитки — 7 рублей за литр.