Минпросвещения намерено ввести дистанционное обучение для водителей
Процесс будет проходить с помощью государственных информационных систем. Что существенно сэкономит время кандидатов в водители, а возможно, и их расходы на обучение
Читать на полной версииОбновлено в 15:12
Минпросвещения может впервые разработать требования к дистанционному обучению в автошколах. Это говорится в новом проекте его приказа, на основании которого автошколы разработают программы обучения с 1 сентября следующего года. Прежде всего ведомство официально прописало разрешение на удаленный формат обучения. Речь идет о проведении процесса подготовки в соответствие с изменениями, внесенными за последние годы в Правила дорожного движения.
При этом дистанционное обучение вряд ли будет связано с авторизацией через государственные информационные системы, говорит эксперт рабочей группы при Правительстве РФ по законодательству в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов:
Дмитрий Попов эксперт рабочей группы при Правительстве РФ по законодательству в сфере безопасности дорожного движения «У нас лет 15 назад действовал запрет на онлайн-преподавание при подготовке водителей. Потом, лет шесть-семь тому назад, когда в федеральном законе об образовании произошли изменения, там был очень большой баттл МВД, Минтранса и Минпросвещения, и запрет на преподавание теоретических занятий онлайн сняли. Но по программе по подготовке водителей он был снят в силу того, что в федеральном закон об образовании существует возможность ведения теоретических курсов онлайн. При этом обязательно в договоре нужно указывать, что онлайн. Этот запрет был снят, это не очень широко афишировалось, но в эпоху коронавируса очень многие автошколы пересели на преподавание теории в онлайне. В нынешней редакции программы, которую подготовило Минпросвещения, которую выложили вчера в регуляторную гильотину, где я эксперт, всего лишь добавлена возможность проведения теоретических занятий в онлайне — только теоретических занятий, и перечислено, какое оборудование должно использоваться для проведения этих занятий в описании учебно-материальной базы. К слову сказать, с Минпросвещения мы говорили, я им указал на то, что вкралась ошибка по поводу интерактивной доски. Потому что как человек, который четыре года преподает в онлайне, я могу сказать, что интерактивная доска как раз не нужна. В классе, где люди сидят, доска, которая светит и показывает картинки, — это здорово, а в интернете я использую ноутбук и вывожу людям на экран те картинки, которые они должны видеть. Это замечание услышано. А в целом новизны нету, то есть если сейчас ты в договоре отражаешь, что ты учишь онлайн, то ты можешь точно так же проводить теоретические занятия в онлайне. Так что крик о том, что о, сейчас будет новизна! — нет, всего лишь добавилось в описании учебно-материальной базы более детализированное понятие того, как устроен онлайн».
Минпросвещения планирует перераспределить учебную нагрузку. В рамках подготовки водителей категории B на вождение в «городе» выделят 42 часа вместо нынешних 38. Добавят час на изучение общего устройства двигателя. А на изучение устройства трансмиссии, ходовой части, тормозов, электронных «помощников» водителя будет отводиться по одному часу вместо нынешних двух.
Дистанционное обучение может быть удобной альтернативой очному, но не для всех, считает Владимир, который выбрал удаленное изучение ПДД.
«Было довольно легко обучаться, на самой теории, наверное, страшно и проблематично, потому что клиповое мышление молодежи сейчас позволяет запоминать скорее картинки, нежели само правило. Обучение онлайн хорошо тем, что я смотрел записи лекций по занятиям. Пробелов вследствие этого не замечено, успешно закончил обучение и получилось сдать на водительское удостоверение. При обычном обучении у инспектора или преподавателя в автошколе можно увидеть то, что понимает человек, не понимает, чтобы у него была возможность задать вопросы, которые его интересуют, какие-то разъяснения — этого, конечно, возможно, в онлайн-обучении недостаточно. Приложения для изучения ПДД отлично работают, помогают в изучении правил дорожного движения, то есть, я считаю, это должно быть практикой у каждого. Запоминание, прорешивание билетов — то есть это, как любая намеренность идет только в плюс. Мне кажется, что онлайн-обучения в целом достаточно, но все же очное обучение, возможно, принесет больше плюсов для совсем неуверенных водителей или людей, которые никак не были связаны с автомобильной тематикой ранее».
Еще один вопрос: как правильно преподавателям автошкол подавать учебный материал? Этого регулирования в проекте приказа может не хватать, полагает председатель правления Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева:
Елена Зайцева председатель правления Национального союза ассоциаций автошкол «В законопроекте фигурируют такие фразы, что нужно использовать специальные сервисы, но это больше как контроль: контроль посещаемости, успеваемости в онлайн-формате. Можно использовать сервисы, что уже есть, и, в принципе, некоторые коммерческие компании предлагают, которые разрабатывают некий софт для автошкол и других образовательных организаций. Переход на новые формы [обучения] требует затрат, плюс эти предусмотренные сервисы контроля. В любом случае техническая поддержка организации и прочие вещи тоже требуют затрат не меньших, чем аренда помещений при очных занятиях. В целом программа, этот новый приказ, который вчера разместили на обсуждение, повторяет на 99% все предыдущие программы, по-прежнему это достаточно формальные обучающие программы для водителей, где не особо [указывается], как именно нужно учить вождению, как о безопасности нужно говорить водителей, формальные вещи, пункты. Онлайн-обучение — альтернатива, как показал 2020 год, но должно быть в прямом эфире, чтобы был живой преподаватель в реальном времени».
В проекте приказа упоминается еще одно новшество — электронные документы. Эксперты полагают, что речь может идти о QR-коде, в котором «зашиты» электронные права и СТС.