По бизнесу ударила волна сообщений о куртках с клопами, пирожных с гнилью и ядовитом зефире
Ряд скандальных публикаций привел к проверкам Роспотребнадзора, закрытию производств и приостановкам продаж в крупных сетях супермаркетов. В каждом из случаев компании обвинения отвергают
Читать на полной версииНовый скандал из уже тревожных масштабов череды скандалов а-ля «бритвы нашли в яблоках в школьной столовой» разгорелся в начале недели. Крупный телеграм-канал Baza обвинил кондитерскую фабрику в Москве в антисанитарии на производстве. Пост сопровождался видео из некоего помещения с ящиками размокших гниющих бананов, толстым слоем пыли на оборудовании и хаотично лежащими мешками с сахаром и мукой. Как утверждается, запись была сделана одним из сотрудников компании, уставшим от «адских условий работы». При этом датировать видео, подтвердить его подлинность или хотя бы установить, о каком именно бренде говорит создатель ролика, не представляется возможным.
В беседе с РБК упомянутая в посте компания назвала кадры постановочными и заявила о признаках «конкурентной борьбы». Фирма не отрицает, что на записи их помещение, но настаивает, что на момент съемки фабрика не функционировала, а продукция проходит все необходимые проверки. Но было поздно — в течение суток «Перекресток» и «Вкусвилл» сняли кондитерские изделия бренда с продажи на время проверок. «Вкусвилл» отмечает, что в августе во время аудита производства помещение фирмы выглядело совсем иначе.
Данные анализирует основатель Petrova 5 Consulting Марина Петрова:
Это отнюдь не единственная подобная история даже за последний месяц. На этой неделе канал Mash написал о «клопах-вонючках» в партии курток известного бренда одежды, приехавшей в один из московских торговых центров из Казахстана. Как и в случае с гнилыми пирожными, подтвердить существование клопов не представляется возможным, а указанный в публикации ТЦ отверг обвинения в беседе с РИА Новости, однако пост успели прочитать более 800 тысяч человек, и Роспотребнадзор тут же объявил о проверке.
Еще одна репутационная бомба в середине октября попала в зефир другой московской кондитерской фабрики — каналы написали о сотнях жалоб покупателей с болями в животе, бренд все отрицает, но супермаркеты все равно останавливают продажи.
Чем может ответить на это бизнес? Рассказывает основатель юридической компании Future Legal Павел Катков:
Бизнес вправе защищаться от поклепов, но добиться восполнения убытков бывает непросто. По подсчетам RTM Group, в начале десятилетия доля удовлетворенных исков о защите деловой репутации не превышала 30%. Еще более наглядная ситуация с размерами компенсаций. Согласно исследованию, в 2021 году истцы суммарно заявили требования на 57 млрд рублей, а суды согласились взыскать лишь 75 млн, это около 0,1%.
И хотя голоса настоящих осведомителей помогают СМИ информировать публику и контролирующие органы о недобросовестных производителях, среди публикаций наверняка встречаются и случаи черного пиара, авторы которых нередко остаются безнаказанными.