«Ничья» между Западом и Россией в вопросе решения конфликта на Украине не может надежно обеспечить интересы обеих сторон, заявил глава МИД России Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам пленарного заседания II Минской международной конференции по евразийской безопасности. Так он прокомментировал слова президента Белоруссии Александра Лукашенко, который высказался за начало переговоров по урегулированию украинского кризиса. Также глава МИД РФ назвал «формулу мира» Зеленского «тупиковой» и «тупой», а «план победы» — «шизофреническим». Почему сейчас появились эти заявления?

Выступление президента Белоруссии Александра Лукашенко в ходе Минской конференции было нестандартным и личностным, включая интересные реминисценции. Он вдруг вспомнил, как весной 2022 года ему звонили украинские генералы, чтобы сдаться в плен, и просили связаться с Путиным. Также Лукашенко считает, что России и Украине нужно начинать переговоры без предварительных условий, а Минск должен быть участником этих переговоров. Он при этом сослался на некие контакты с «умными представителями цивилизованного Запада», которые якобы свидетельствуют, что там наконец поняли, что надо договариваться о некоей ничьей. Но, как сичтает Лукашенко, сейчас все упирается в одного человека — Зеленского. Хотя, по его мнению, украинские военные «хотят закончить эту бойню». Запад же, как это видит Лукашенко, хочет сохранить лицо: «Он же не может как в Афганистане. Они так уйти не могут, они пообещали Володе Зеленскому выдать определенные коврижки в виде оружия, боеприпасов и помогать Украине, пока не погибнет последний украинец. Лицо хотят сохранить». Как Западу сохранить лицо, Лукашенко советовать не стал.

Зато глава МИД РФ Сергей Лавров дал понять, что идея переговоров без предварительных условий сильно расходится с позицией Москвы. Было видно, что Сергею Викторовичу было трудно подбирать точные слова, чтобы слишком резко не перечить Александру Григорьевичу на его же площадке. Тем не менее слово «ничья» он все же произнес, обозначив совсем иное ее понимание. Дескать, и стамбульские договоренности весны 2022 года тоже можно считать ничьей. Добавив, что для начала необходимо устранить первопричину конфликта, которая, по его мнению, кроется в истреблении русской культуры в широком смысле. Касательно обеспечения интересов каждой стороны в общеевропейском масштабе Лавров предложений не выдвигал. Всем и так понятно, что их время пока не пришло. Одновременно МИД России еще раз заявил о неприятии «немецкого варианта» для Украины по модели ФРГ и ГДР и вступлении части Украины в НАТО.

В самой Европе сейчас слово «ничья» вслух вообще никто не произносит. Там ждут развязки американских выборов. Главное опасение связано с возможным сокращением или прекращением американской помощи Киеву, после чего Европе одной такую ношу тянуть будет тяжело. В связи с чем снова появились предложения (ссылка ведет на заблокированный в РФ ресурс) о конфискации не только доходов от заблокированных российских активов, но и их самих. Называют пока цифру в 45 млрд евро, что якобы равно убыткам Euroclear от блокировки европейских активов в России. «Фраза, произнесенная где-нибудь на ферме в Айдахо, заставляет всех от Порту до Хельсинки паниковать», — шутит глава МИД Австрии Александр Шалленберг, призывая европейцев сохранять спокойствие и не нагнетать чувство незащищенности.

Согласно преобладающему сейчас в политическом пространстве ЕС мнению, сколь бы оно ни казалось диким со стороны, любое окончание конфликта на Украине, которое Путин будет рассматривать как победу, может подтолкнуть Россию к нападению на страну НАТО. На этом фоне Камала Харрис — «свет в окошке» для Европы, поскольку она обещала поддерживать Украину до победы, но одновременно избегая эскалации. Как это совместить? Ответ будет явно из серии «мы подумаем об этом завтра».

Сейчас ставка делается на кредит от G7 в 50 млрд долларов под гарантии прибылей от замороженных российских активов. Эти уже согласованные деньги должны позволить Киеву закупать оружие еще год-два даже без американской помощи. После начала конфликта США предоставили Киеву только вооружений на 64 млрд долларов. Европейские страны военной помощи выделили на 43,5 млрд евро и еще 57,8 млрд на цели финансовой, экономической и гуманитарной поддержки.

В Америке тем временем два сопредседателя Хельсинкской комиссии конгресса предложили президенту Байдену разрешить Польше расширить свою ПВО на небо Украины, чтобы сбивать там российские ракеты. Первоначально такую мысль высказал в сентябре глава МИД Польши Радек Сикорский, но союзники дали понять, что от нее не в восторге. Бывший генсек НАТО Йенс Столтенберг прямо выступил против, а новый генсек Марк Рютте еще на эту ему не высказывался. Вряд ли это вопрос ближайшего времени. Однако на фоне таких разговоров и планов ничьей пока явно не пахнет. Не очень понятно, с какими такими «умными представителями цивилизованного Запада» беседует тайно Александр Лукашенко.