Конституционный суд запретил применять сроки давности к делам об обращении в доход государства коррупционного имущества. Речь о ряде исков прокуроров, которые подавали иски об изъятии имущества, полученного более десяти лет назад. Конституционный суд рассматривал дело Краснодарского краевого суда по апелляции Каневского районного суда. Тот в свою очередь удовлетворил требования Генпрокуратуры об обращении в доход государства имущества, полученного от коррупционных нарушений за 2001-2004 годы.

Краснодарский суд жаловался на то, что в судебной практике сформированы взаимоисключающие подходы: в одних случаях допускается применение исковой давности, а в других при сходных обстоятельствах не допускается. Это позволяет некоторым лицам избегать обращения коррупционно нажитого имущества в доход государства.

Решение Конституционного суда объясняет старший партнер юридической фирмы «ЮСТ», советник Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко:

Юрий Пилипенко старший партнер юридической фирмы «ЮСТ», советник Федеральной палаты адвокатов РФ «О чем шла речь при рассмотрении этого дела в Конституционном суде: можно ли спустя десять лет, а именно такой предельный срок исковой давности установлен современным Гражданским кодексом, быть спокойным за то имущество, которое ты приобрел в ходе своей хозяйственной, политической, служебной деятельности — в совокупности. И на одном из дел, которое случилось в Краснодарском крае, когда Генеральная прокуратура в лице заместителя обратилась с иском о взыскании в доход государства неких активов, нажитых якобы и коррупционным путем. А получены они были в начале нулевых годов, то есть лет 20 тому назад. Генеральная прокуратура считала возможным поставить перед судом вопрос о взыскании в доход государства этого имущества. И Краснодарский суд, как я понимаю, не найдя возможности разрешить самостоятельно этот вопрос, обратился с запросом в Конституционный суд, у него такое право есть по закону. И Конституционный суд две недели тому назад рассмотрел, взял паузу и решение объявил. Конституционный суд элегантно обошел острие этой проблемы и, условно говоря, постановил, что срок десятилетний, срок исковой давности, в течение которого и можно было по действующему законодательству обращать в доход государства незаконно нажитое имущество, он не относится к тем историям, которые связаны с коррупцией. И поэтому здесь необходимо отдельное новое законодательство, которое будет устанавливать свои сроки исковой давности, и эти сроки должны отличаться от обычных в Гражданском кодексе и составляют десять лет».

Конституционный суд в своем решении указал, что коррупция — это особенно опасное социальное явление, которое разрушает и угнетает сферу реализации публичной власти, расшатывает ее легитимность, подрывает веру граждан в законность и является существенным препятствием для развития страны.