Венгрия и Словакия фактически восстановили поставки российской нефти через Украину, пишет газета «Коммерсантъ». После того как разрешили кризис вокруг поставок «Лукойла» по нефтепроводу «Дружба», венгерская компания MOL прокачала на свои НПЗ в Венгрии и Словакии примерно 300 тысяч тонн нефти. Общий объем поставок российской нефти в Венгрию и Словакию по нефтепроводу «Дружба» в сентябре составил 850 тысяч тонн.

Значительная часть поставок, около 48%, была обеспечена компанией «Татнефть». Прогнозируется, что в октябре объемы поставок по «Дружбе» возрастут. Компромисс по поставкам российской нефти через Украину удалось найти только через два месяца. В результате MOL сама начала забирать причитающиеся ей объемы до пересечения украинско-белорусской границы и оплачивать транзит. Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Вопрос сохранения транзита нефти был отдан, по сути, на откуп компаниям, а компании перенесли точку приемки российской нефти. Если раньше по контракту «Лукойла» и MOL право собственности венгерской MOL передавалосьименно в Европе, Венгрии и Словакии, теперь право собственности переходит на белорусско-украинской границе. И получается, что за транзит теперь отвечает не «Лукойл» и по территории Украины идет не подсанкционная лукойловская нефть. «Лукойл» попал под санкции Украины, соответственно, его собственность не могла находиться на территории Украины, а теперь это собственность венгерской компании MOL, против которой нет санкций. Тут важно акцентировать внимание, что санкции вводились не против российской нефти, не было запрета прокачивать российскую нефть, санкции касались именно компании «Лукойл». И вопрос решили тем, что эти санкции выполняются, и нефть «Лукойла» не находится на территории Украины. Теперь это собственность венгерской компании MOL. Именно поэтому тут пострадали только две стороны, а не три. Чехия, например, не пострадала, хотя она тоже получает транзитом через Украину российскую нефть. Но в Чехии НПЗ принадлежит польской компании Orlen, а в Венгрии и Словакии НПЗ принадлежат венгерской компании MOL. И именно у MOL с «Лукойлом» был контракт. Можно предположить, что выбор жертвы именно был сознательный, кого ввести в жертвы под санкции. Потому что, если бы было прерывание поставок на чешский НПЗ, пострадала бы польская Orlen, а Польша является крупнейшим поставщиком нефтепродуктов для Украины. И так они решили эту проблему — эти санкции не коснулись всей российской нефти. Российская нефть, по объему ее сколько было, столько она и дальше шла, то есть все нефтепроводы, все НПЗ были загружены в нормальном режиме. Пострадал только сам «Лукойл» и частично MOL, потому что им пришлось другую российскую нефть брать чуть дороже. Но это прецедент, и я думаю, что Украина вполне может им воспользоваться и постепенно-постепенно заводить под санкции и другие российские компании, вынуждая их подписывать дополнительные соглашения, чтобы через территорию Украины обязательно шла европейская нефть. Потому что далее таким образом Украина откроет новый трек сотрудничеству с Европой. Эта история с «Лукойлом» была только первым шагом. Единственное только, что транзит может сам остановиться даже при наличии контракта, если Украина, например, будет дальше повышать транзитные ставки. В какой-то момент транзит остановится потому, что это будет невыгодно».

Глава администрации венгерского премьера Гергей Гуйяш ранее заявил, что венгерская компания MOL готова взять на себя риски по доставке нефти от российско-украинской границы. По его словам, нефтегазовая компания готова оплатить разницу в цене, если эту схему примет Украина.