Обновлено в 18:54

Израиль нанес удары по военным центрам в Иране, есть «ограниченный ущерб». Атака стала первой в истории военной операцией на иранской территории, за которую Израиль взял ответственность.

Израиль сообщает, что поражено 20 объектов, среди которых нет ядерных и нефтяных. Под удар попала база для запуска баллистических ракет, а также заводы по производству ракет и беспилотников.

ЦАХАЛ задействовала в операции 100 военных самолетов. Это ответ на массированный удар по Израилю баллистическими ракетами 1 октября. Иранские СМИ сообщают, что ущерб был ограниченным, атаке подверглись военные объекты в трех провинциях, большинство ракет иранская ПВО отразила. При этом погибли двое иранских военных.

Axios пишет, что накануне Израиль через третьи страны предупредил Иран о готовящейся атаке и потребовал не отвечать на нее, пригрозив в обратном случае нанести еще более мощный удар. Не отвечать на израильскую атаку Иран призвали и США.

Комментирует политолог, востоковед Елена Супонина:

Елена Супонина политолог, востоковед «Израильские удары по Ирану были ожидаемыми. Американцы дали зеленый свет на эти удары по иранской территории. Главным для США были даже не сроки — до выборов или после, — а характер этих ударов. Как и настаивали Соединенные Штаты, Израиль не нанес ударов ни по ядерным объектам Ирана, ни по нефтегазовым объектам. Это означает, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху принял во внимание те соображения, которые высказывали американцы, и нанес символические удары по исключительно военным объектам, что, можно даже заподозрить, было хорошо известно и иранцам. Более того, накануне ударов утечки о намерении их совершить были даже опубликованы в СМИ, в том числе и в иранских, и в этой игре активно участвуют Соединенные Штаты Америки, которые держат градусник над всеми этими событиями и отчасти все-таки добиваются, чтобы это не приняло характер третьей мировой войны или просто прямого военного конфликта между Ираном и Израилем. Если следовать этой логике, то в ответ Иран либо вообще ничего не сделает, либо нанесет такие же символические удары по израильской территории, но не более того, по крайней мере до выборов в Соединенных Штатах. Другое дело, что многие из этих вещей, которые мы сейчас наблюдаем, как бы они ни были срежиссированы, происходят впервые в истории. Впервые в истории Израиль официально взял на себя ответственность за нанесение военных ударов по иранской территории. С каждым разом градус увеличивается. Вообще, никаких особых чрезвычайных всплесков я все-таки в ближайшее время не ожидаю. То есть конфликт не выходит на уровень третьей мировой войны и не выходит даже на уровень прямого военного столкновения между Ираном и Израилем».

МИД Ирана заявил о праве на оборону после этого удара Израиля. Исламская республика расценивает ночную атаку как нарушение международного права и статьи 51 Устава ООН, говорится в заявлении.

Источники Sky News Arabia со ссылкой на неназванные источники ранее сообщали, что Иран не станет отвечать на ночной удар по своей территории. До этого агентство Tasnim со ссылкой на свой источник писало, что Тегеран готов дать на израильский удар «пропорциональный ответ».

Стоит ли ожидать реакции от Ирана? Рассуждает шеф-редактор Восточной редакции информационного агентства Regnum Станислав Тарасов:

Станислав Тарасов шеф-редактор Восточной редакции информационного агентства Regnum «По всем признакам партитуры эта война так и была расписана в треугольнике США — Израиль — Иран. Ожидаемого, разрекламированного, такого серьезного разрушающего удара возмездия, о котором сообщали все мировые СМИ, который готовил Израиль, не состоялось. Иранская сторона, с одной стороны, говорит, что они готовы будут защищаться и нанесут ответный удар, но, судя по тому характеру событий и той реакции, которую мы сейчас наблюдаем со стороны ближневосточных стран, ясно, что, в общем-то, наступает какая-то разрядка и наступает пауза. И, наконец, ведь Иран не скрывал, что он не заинтересован в широкой эскалации в силу того, что в Америке грядут президентские выборы, и Иран делает ставку все же на демократов, администрацию Байдена. Причем Обама подписал ядерное соглашение в 2015 году с Ираном, где говорилось о снятии санкций и выводе Ирана из изоляции в ответ на свертывание некоторых элементов его ядерной программы. Трамп вышел из этого соглашения, а администрация Байдена правдами-неправдами через закрытые переговоры возобновила диалог с Ираном. И вот, кстати говоря, в конкретной ситуации эскалации на Ближнем Востоке обмен мнениями между Ираном и Соединенными Штатами Америки уже касался не только аспектов ядерной программы. Скорее всего, американцы понимали стремление Ирана не дестабилизировать ситуацию накануне президентских выборов. Эскалация с Ираном, в общем-то, сводится на нет, и мне представляется, что образуется затяжная пауза, но не с таким повышенным уровнем напряженности, который мы наблюдали раньше».

Помимо ударов по Ирану ЦАХАЛ атаковала объекты в Сирии, чтобы «ослепить» иранские системы ПВО.