В США снижается популярность удаленной работы
Все больше крупных компаний требуют полного возвращения штата в офисы, несмотря на недовольство сотрудников. Какая ситуация в России?
Читать на полной версии«Правы ли боссы, настаивающие на возвращении работников в офисы?» — задается вопросом журнал The Economist. В статье описана реакция сотрудников Amazon на недавнее решение IT-гиганта восстановить стопроцентную очную занятость. Как написал один из пользователей на анонимном форуме для персонала Blind, он «полностью потерял мотивацию» и теперь будет работать вполсилы.
Ситуацию в одной из сфер российского бизнеса описывает партнер рекламного агентства Grape Владимир Гарев:
Владимир Гарев партнер рекламного агентства Grape «Мне кажется, что история с удаленкой сейчас как раз гармонизируется в общем рабочем временном флоу. У нас ходят в офис все, просто не обязательно пять дней в неделю. Мы заметили за последние пять лет, что с развитием этой удаленки начали теряться коммуникационные навыки именно в межличностном, офлайновом общении. Поэтому, я думаю, весь творческий бизнес, креативный бизнес, бизнес, завязанный на общение с людьми, так или иначе должен быть офлайновым. Это обязательное условие также со стороны клиентов, для которых важно, что агентство работает, общается друг с другом, общается с клиентом, это все происходит в офлайновом, живом формате».
Руководство Amazon — не единственные любители очного графика. Ранее в офисы призвали работников банка Goldman Sachs, консалтера PwC, автопроизводителя Stellantis и ряда других крупных зарубежных компаний. The Economist приводит исследование, согласно которому персонал в США проводит порядка 28% рабочего времени в удаленном формате: кто-то полностью в офисе, кто-то в режиме гибрида, кто-то полностью дистанционно, но в среднем результат такой. Год назад опрос дал результат на 2 пункта выше, то есть удаленка постепенно, но сокращается.
О ситуации в российском IT рассказывает сооснователь «Битрикс24» Сергей Рыжиков:
Сопротивление работников нередко доходит до увольнения по собственному желанию. По оценкам аналитиков Gardner, до 20% удаленных сотрудников в США намерены сменить место работы в случае требования о возвращении в офисы. The Economist предполагает, что как минимум некоторые компании даже видят в этом плюсы — можно сократить штат, не выплачивая компенсаций уволившимся сотрудникам. Ситуацию в производящем секторе — хотя и не на самом производстве, где удаленки не было и без роботов не будет, — описывает руководитель отдела маркетинга бренда «Кухонный двор» Наталья Маланина:
Наталья Маланина руководитель отдела маркетинга бренда «Кухонный двор» «Удаленка, конечно, имеет место, и она есть, но сейчас все больше сотрудников выходят в офис, и это их собственное желание. Требуется примерно один, максимум два дня для того, чтобы сотрудник перезагрузился, находясь дома, потому что офис — это все-таки суета, оперативка, это в какой-то степени рутина. Требуются иногда тишина, спокойствие домашних стен для того, чтобы заняться глобальными, стратегическими вещами. Мы сейчас активно это практикуем и видим такую же тенденцию во многих компаниях, с которыми периодически обсуждаем подобные вопросы, — тренд на то, что сотрудники большую часть времени все же проводят в офисе».
The Economist говорит о том, что ряд научных работ указывает на некоторое снижение производительности труда при удаленной работе, но аналогичных данных по гибридному формату на данный момент нет. Недавнее рандомизированное исследование Стэнфорда показало, что среди работников крупной туристической компании в Китае гибрид и офис не сказывались на показателях сотрудников. Также журнал приводит данные Корнеллского университета по 600 американским компаниям, которые применяют гибридный график. Согласно работе, строгость правил и частота дней обязательного офиса не оказывали статистически значимого влияния на результаты бизнеса.