Роскомнадзор допустил блокировку звонков в иностранных мессенджерах. Для защиты пользователей от мошенников власти могут разработать соответствующий комплекс требований к мессенджерам, заявил глава ведомства Андрей Липов. По его словам, при таком ограничении они продолжат работать, но звонки через них проходить не будут — пока не выполнят требования.

Липов отметил, что пользователь должен иметь возможность не принимать те или иные звонки, например из-за границы или не из его записной книжки. Для введения меры нужно отдельное регулирование, добавил он. Мера важная, но в ней многое нужно учесть, говорит генеральный директор группы компаний ComNews Леонид Коник:

— Важно с водой не выплеснуть ребенка и, пытаясь побороться с мошенниками, не превратить жизнь абонентов в сущий ад. Как минимум для обсуждения дельная идея, хотя бывает ситуация, когда звонит не из книжки, но этот звонок вам почему-то может быть важен.

— Велика ли вероятность превратить жизнь людей в ад с такой инициативой?

— Это зависит от того, каким образом она будет приниматься. Если Роскомнадзор привлечет отраслевое сообщество к обсуждению, тогда можно действительно побороть мошенников. Если ведомство в одностороннем порядке подумает само с собой и сделает что-нибудь, есть риск того, что будет тот самый сущий ад. Чисто теоретически за такой инициативой могут угадываться уши и операторов связи, в первую очередь сотовых операторов. За последние пять-семь лет мессенджеры отняли огромный объем голосового трафика у операторов и перетянули на себя. При этом в мессенджере эти звонки бесплатные как внутри одного города, так и из России в Австралию, тогда как операторы за подобные звонки брали с абонентов немалые деньги. Поэтому перетекание гигантского объема голосового трафика, этих самых эфирных минут, из сетей сотовой связей в мессенджеры лишило российских операторов десятков миллиардов рублей в годовом исчислении. Поэтому если вдруг блокирование голосовых звонков в мессенджерах в России пойдет не так и вдруг россияне потеряют возможность совершать звонок в любимом WhatsApp или Telegram, будь то внутри Москвы, внутри Петербурга или из Новосибирска в Австралию, сотовые операторы и операторы голосовой связи в целом этому будут втайне рукоплескать. Отвечая на вопрос, кому выгодно, — им точно выгодно.

По данным компании «Информзащита», которые приводит газета «Коммерсантъ», значительная часть мошенничества в цифровой среде совершается через мессенджеры.

За прошлый год количество инцидентов в соцсетях и мессенджерах выросло на 60%, а количество звонков через IP-телефонию с подменой номера — на 30%. Потому введение такой меры можно только приветствовать, говорит эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman Алексей Горелкин:

— Там в целом сложность в том, что иногда таких людей сложно деанонимизировать, понять, кто это, где они, вычислить их. И такой шаг понятен, на самом деле даже приятен мне, потому что он превентивный. Пока массово не начали названивать через мессенджеры, государство начинает искать инструменты, как предотвратить подобные звонки. Из нюансов меня смущает, что есть мнение, что как будто бы можно заблокировать конкретно звонки, я сомневаюсь, что это возможно для всех мессенджеров. Теоретически я думаю, да, но на практике что-то мне такое пока еще не встречалось. Насколько быстро это можно сделать? Слишком много условий. Мне почему-то видится, что раньше чем через полгода, даже если все очень захотят, данная мера не заработает сколько-нибудь качественно. Поэтому от полугода до года — если захотеть.

— Заявляется, что это делается для защиты от мошенников, но, может, есть и другие какие-то причины?

— Причины могут быть различные. Можно думать и на тему, что данная деятельность делается для того, чтобы можно было персонифицировать, кто пишет, кто звонит конкретно, что за человек. Что это не анонимус, а конкретное физлицо, которое по своему паспорту взяло сим-карту, зарегистрировало через «Госуслуги», и теперь мы знаем, что это его мессенджер, он с него звонит. Но все-таки это еще одна из дополнительных плюшек при введении подобного регулирования. Массово это защита от мошенников, которые выводят большие объемы денег из страны, обманывают граждан, что ни к чему хорошему не ведет. Надо смотреть, как это будет все реализовано. Все-таки между законопроектом и законом проходит еще несколько чтений, нюансов, изменений. Поэтому надо понять, как у нас будет в итоге.

Летом операторы по требованию РКН начали блокировать звонки с подменных номеров с помощью системы «Антифрод». За девять месяцев 2024 года с ее помощью заблокировали 577 млн звонков от мошенников, доля преступлений с использованием подмены номера на телефонных сетях уменьшилась с 30% до 2%. Из-за чего, как отметили в ведомстве, началась миграция злоумышленников в мессенджеры.