Минэкономразвития хочет запретить маркетплейсам делать скидки на товары продавцов без учета мнения самих селлеров. Соответствующие поправки министерство внесло в законопроект о платформенной экономике, пишут «Ведомости».

Сейчас система работает так: селлер отгружает товары на склад маркетплейса. Площадка в какой-то момент запускает акцию на те или иные товары и делает на них скидку. Маркетплейс оповещает селлера, чьи товары попали в эту акцию, о том, что такие-то позиции с такого-то по такое-то число будут продаваться с дисконтом. И если селлер не выступит против и не удалит свои товары из акции, они могут уйти по цене, которую выставит площадка.

В Ассоциации цифровых платформ, которая с недавних пор общается со СМИ от имени крупнейших маркетплейсов, не видят в этом ничего предосудительного. И там выступают против того, чтобы принцип молчаливого согласия отменили на законодательном уровне, заявил Business FM председатель наблюдательного совета ассоциации Андрей Шаронов:

Андрей Шаронов председатель наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ «Снижение цены товара является привлечением внимания покупателей к этому товару, этот прием используется далеко не только маркетплейсами, но и любым традиционным ретейлом. Проблема состоит в том, что такие решения нужно принимать достаточно быстро. Маркетплейсы иногда делают это за свой счет. Если это не происходит за счет маркетплейса, крупные игроки уже придумали механизмы, которые позволяют заранее уведомить о начале такой акции продавцов товаров, те могут отказаться от участия в подобных акциях».

А селлеры рассказали Business FM, как это работает на практике. По словам предпринимателя по имени Александр, его ИП с двумя сотрудниками за год теряет на таких акциях около миллиона рублей. Он тратит деньги на логистику, платит за хранение товара, а потом происходит следующее:

«У нас есть товар, футболка премиум-качества — дорогая, очень хорошая. Продажная цена — 2 тысячи рублей. Она не так часто продается, но у нас есть этот товар, он загружен на складе Ozon. Мы эту футболку просто немножко упустили из виду, и на прошлой неделе я с удивлением обнаружил, что эта футболка продается за 212 рублей. То есть они ее понижали [в цене], понижали. Это не просто не себестоимость, это более 1,5 тысячи прямых убытков на эту единицу. Это касается очень многих товаров. Я считаю, что это жесть. Ты отгрузил свой товар, затратил деньги, честно платишь за хранение, за логистику, за все остальное, а они его продают... Считай, бесплатно раздают. Вот такая история, хоть бы грамоту давали за благотворительность».

По словам Александра, Wildberries делает то же самое. Разница лишь в том, что на Wildberries убрать свои товары из акции гораздо проще. Если успеешь отследить, что они туда попали. А в Ozon это приходится делать практически вручную. И по каждой единице, подтверждает селлер Денис, который из-за этого теряет не только деньги, но и очень много времени:

«Практически каждый день я захожу на эти площадки и смотрю, по какой стоимости у меня продаются товары. У меня продаются десятки тысяч товаров, потому что я производитель. Могу прислать скриншот выплат, там написано, что мой товар продался со скидкой по такой-то цене, я Ozon должен заплатить такое-то количество рублей. То есть они делают скидку без моего ведома, я продаю товары и еще им доплачиваю за то, что они продали мой товар. Я приучился каждый день, приходя на работу, первым делом заходить в свои товары, просматриваю все магазины, не добавили ли снова меня в какие-то акции. Пишу в поддержку, общение с поддержкой — это стандартно».

На то, чтобы удалить товары из акций, у Дениса, по его словам, уходит до трех часов в день. А удалять их приходится минимум дважды в неделю.