Президент Молдавии определится во втором туре
В нем примут участие действующая глава республики Майя Санду и кандидат от «Партии социалистов» Александр Стояногло. Итоги референдума по вопросу евроинтеграции пограничные — лишь чуть более 50% высказались «за». Это уже позволило Санду заявить, что курс на ЕС будет закреплен в конституции. Тем временем Еврокомиссия обвинила Россию во вмешательстве в выборы
Читать на полной версииВ воскресенье, 20 октября, жители Молдавии выбирали президента. Однако ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов. Через две недели состоится второй тур. В него вышли действующий президент Молдавии Майя Санду и бывший генпрокурор Александр Стояногло. Также 20 октября прошел референдум о вступлении Молдавии в ЕС, голоса за и против разделились почти пополам.
По поводу итогов выборов и референдума в республике звучат разные оценки — одни называют их обескураживающими, другие, напротив, выступают в духе «немного не додавили». Сторонники Санду надеялись на победу в первом туре, но не случилось — набрав 42% голосов, действующий президент пропустила во второй тур Александра Стояногло — у него 26%. А вот с референдумом был фотофиниш — чуть более 50% за курс евроинтеграции, чуть более 49% — против. Поначалу отрыв противников евроинтеграции составлял 10%, но ночью ситуация перевернулась — это дает почву для тезисов о подтасовках и дорисовках голосов.
Согласно статистике, представленной на сайте ЦИК Молдавии, всего в республике зарегистрированы 3,3 млн избирателей, из них почти два млн находятся в самой республике, чуть более 1 млн — за рубежом и 274 тысячи человек — в Приднестровье. Проголосовали в итоге почти 1,5 млн граждан. За вступление в ЕС, по данным ЦИК, голосовали только в Кишиневе и восьми районах республики. Еще 24 района, а также Гагаузия и Приднестровье высказались против. Голоса для курса в ЕС добрали за счет диаспор — там евроинтеграцию поддерживают почти 78% граждан республики, говорит профессор Высшей школы экономики Екатерина Энтина:
В России в этот раз работали лишь два участка вместо 17, как это было в 2020 году. В Италии участков было 60, в Германии — 26, а в США и Румынии — по 16. Точное число проголосовавших в России не называется, оценки сильно разнятся — в МИД РФ говорили о подготовке 10 тысяч бюллетеней, в то время как по данным молдавского МИД, избирателей из России — более 300 тысяч человек.
Совпадение или нет, но Санду заявила, что Молдавия столкнулась с «беспрецедентным нападением на свободу и демократию» во время голосования. По ее данным, некие преступные группировки стремились купить как раз 300 тысяч голосов. Получилось, по данным Санду, подкупить 150 тысяч избирателей. Позднее Еврокомиссия обвинила Россию в «беспрецедентном вмешательстве» в выборы и референдум.
Западные СМИ подхватили эти тезисы, высказав только позицию Санду, и предпочли не заметить некоторые детали, которые предваряли эти выборы. Об этих моментах напомнили в Кремле — Дмитрий Песков сказал, что значимая оппозиция в Молдавии была лишена возможности участвовать в избирательной кампании. В частности, под запрет попали партия «Шанс» и блок «Победа». Также, по словам Пескова, Кремль хотел бы увидеть доказательства подкупа голосов. Продолжает молдавский политолог Богдан Цырдя:
Богдан Цырдя политолог «Итоги выборов стали настоящим шоком в первую очередь для Майи Санду, для ее консультантов и для европейских чиновников. Социологические конторы предвещали Санду победу в первом туре со счетом 60%. Референдум по пессимистичным сценариям должен был показать 68% «за». За один месяц у нас побывал весь топ политического бомонда Европейского союза, начиная с канцлера ФРГ Олафа Шольца, продолжая президентом Румынии Клаусом Йоханнисом, президентами трех прибалтийских республик, заканчивая самой Урсулой фон дер Ляйен. И говорят, что это не вмешательство в выборы, и что это Россия вмешивается в выборы. А как Россия вмешивается, если вы запретили 15 оппозиционных телеканалов и 70 порталов? Все российское телевидение запрещено в Молдове».
Критика со стороны международных наблюдателей в адрес официальных властей Молдавии все же прозвучала — пока на уровне ОБСЕ. Организация посчитала, что Майя Санду пользовалась привилегированным положением и использовала админресурс во время избирательной кампании. Конкуренты не имели равных возможностей, подчеркнули в ОБСЕ. Результат на референдуме в 50,5% «за» уже позволил Санду заявить, что курс на евроинтеграцию будет закреплен в конституции республики. Второй тур президентских выборов пройдет 3 ноября, два главных конкурента — Санду и Стояногло — уже вызвали друг друга на дебаты.