Третьяковская галерея объявила о закрытии отдела новейших течений, который занимался современным искусством России. Теперь он станет частью отдела искусств второй половины ХХ — XXI века, сообщается в телеграм-канале галереи. «Третьяковская галерея, безусловно, продолжит заниматься современным искусством как в выставочной практике, так и в сфере комплектования фондов», — указано в сообщении.

Ранее российские художники и искусствоведы в открытом письме призвали дирекцию музея отказаться от закрытия отдела. Они называют это грубой и непростительной ошибкой, которая нанесет серьезный ущерб современному искусству и музейному делу в России. Письмо подписали 200 человек. Среди них — художники Комар и Меламид, Павел Отдельнов, Игорь Макаревич, Сергей и Владимир Мироненко, Ростислав Лебедев.

Комментирует искусствовед, журналист The Art Newspaper Russia Софья Багдасарова:

Софья Багдасарова искусствовед, журналист The Art Newspaper Russia «Закрытие Третьяковской галереей отдела новейших течений было ожидаемым, на протяжении последних двух-трех лет этот отдел был тем, кто вызывал раздражение у руководства галереи и других вышестоящих инстанций. Выставки, которые готовились этим отделом, где выставлялось современное российское искусство, в начале подвергались цензуре, кастрировались. Художники, которые участвовали в этих выставках, вызывали раздражение, некоторые из них стали фигурантами различных дел. В текущих условиях готовить полноценные выставки, экспозиции современного российского искусства стало достаточно сложно. Если при Зельфире Трегуловой Третьяковская галерея шла на эксперименты и могла себе позволить различные эпатажные выходки, принятие в коллекции произведений современного искусства и их открытую демонстрацию, то при нынешней дирекции и ее новом кадровом составе никакие эксперименты не интересны, кажутся опасными и глупыми, вызывающими. Современное искусство говорит на темы, актуальные для сегодняшней жизни, а это темы, которые сейчас являются триггерами, это политика, вопросы сексуальности, деторождения. Письмо, которое появилось в Сети вчера, подписано не только художниками, также оно подписано и учеными, искусствоведами, сотрудниками других институций, занимающимися искусством музеев, бывшими сотрудниками Третьяковской галереи. И все эти люди понимают, что, возможно, вслед за этим и другие государственные институции наложат эмбарго, цензуру на современное искусство, то есть на все, что делалось в России художниками последние 30 лет. Они не будут выставляться в стенах государственных музеев, а их произведения не будут попадать в фонды музеев. В институциях не будут проводиться лекции, мастер-классы, встречи с ныне живущими художниками, то есть это искусство уйдет в подполье, как в советское время. В советское время нонконформизм в коллекции государственных музеев не покупался и не принимался в качестве даров, это считалось неприличным, поэтому в последние годы его судорожно искали уже в собрания музеев за большие деньги. Я надеюсь, что не будет такой же ситуации, как в советское время, когда картины просто списывались, выкидывались, уничтожались».

Отдел XX-XXI веков — это 20 тысяч квадратных метров, там постоянно что-то перевешивается, довешивается, меняется, но количество картин все равно остается прежним. И нынешнее слияние в этом плане ничего не меняет, говорит директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов:

Антон Белов директор музея современного искусства «Гараж» «В государственных музеях картины поставлены на учет, и они на балансе музея, они внесены в государственный реестр, это государственная коллекция, ее нельзя изъять. Если эти работы были на закупке или на временном хранении, то любую работу можно вернуть или снять закупки. Я уверен, что руководство Третьяковской галереи не собирается убирать все экспонаты из экспозиции, чтобы современное искусство исчезло, такого не будет. Интересует вопрос, будут ли уволены сотрудники или они уйдут, будет ли переформировано это направление или не будет. Третьяковская галерея — 1200 сотрудников, там департаментов и отделов такое количество, вопрос в кадрах и специальности. Если эти люди остаются внутри структуры и функционируют, то никаких проблем, плюс коллекцию в любом случае не оставят без хранителя. То, что не будут закупать, наверное, новые произведения, это очевидно. Вообще, для любого музея сказать, что современное искусство сейчас в фаворе, это не так, и не будет политики в области современного искусства по закупкам. Но так было и до всего этого, наверное, им показалось, что за это должен отвечать один большой отдел или департамент. По-моему, у них было два или три департамента, отвечающих за это направление. Наверное, пришло время объединить их в один. Я бы дождался новостей, куда перейдут сотрудники, которые отвечали за хранение, развитие и прочее именно искусства второй половины ХХ — ХХI века».

Отдел новейших течений был создан в 2001 году для хранения и популяризации первой панорамной коллекции новейшего российского искусства. Сейчас в ней несколько тысяч экспонатов. Большую часть из них передали в дар художники и коллекционеры.