Аудитория телеграм-канала «Рыбарь» резко пошла в рост после того, как Госдеп США пообещал награду до 10 млн долларов за информацию об этом ресурсе. За два дня после публикации этой новости у канала появилось почти 15 тысяч новых подписчиков. В минувшую пятницу американские власти обвинили людей, связанных с проектом «Рыбарь», во вмешательстве в американские выборы.

В рамках программы «Вознаграждение за правосудие» американский Госдепартамент объявил о вознаграждении на сумму до 10 млн долларов за сведения, позволяющие идентифицировать или установить местоположение лиц, которые, по информации ведомства, связаны с проектом «Рыбарь». Сам этот канал Госдеп описывает как «российскую медиаорганизацию, которая участвует во вмешательстве в выборы в США».

В частности, утверждается, что «Рыбарь» создал канал TEXASvsUSA в сети X (ранее — Twitter, заблокирован в России), чтобы эксплуатировать проблему нелегальных иммигрантов, а еще структуры, связанные с каналом, американские власти обвиняют в том, что они управляют хештегами #HOLDTHELINE и #STANDWTHTEXAS для продвижения российских интересов в США.

Сам канал TEXASvsUSA в сети X уже заблокирован, а вышеуказанные хештеги можно найти у самых разных пользователей Х в постах самого разного содержания. Но это точно не что-то массовое, говорит житель Техаса Сергей:

«Я уже 14 лет в Техасе живу и могу сказать, что никогда эти сепаратистские идеи, или как-то лучше термин применить для Техаса, не были сильно на виду. То есть есть определенный круг людей, где это, естественно, муссируется как-то. Но, в принципе, ни в основных медийных каналах, ни в каналах разных штатов это никогда не выходило на такой уровень, чтобы это реально вызывало какой-то серьезный интерес или опасения. То есть это предвыборная какая-то агония, я считаю».

Примерно так же ситуацию видит и преподаватель New School в Нью-Йорке, политолог Нина Хрущева. Старая проблема не критического масштаба, которую в преддверии выборов пытаются максимально разогнать:

Нина Хрущева преподаватель New School в Нью-Йорке, политолог «Эти хештеги, которые им вменяют, конечно, если они есть, это не придумал «Рыбарь». Это действительно борьба и обсуждение, что Техасу нужно отделиться от остальных Соединенных Штатов и так далее. Этот вопрос обсуждается десятилетиями и столетиями. Но поскольку идут выборы, все вот такие хештеги и тому подобное просто попадают в ту струю, которая уже есть. И они как бы еще больше делают амплитуду вот этих проблем. Но, конечно, когда Соединенные Штаты говорят, что эти хештеги вносят раскол в американское общество, это, конечно, смешно. Это понятно, что пропагандистская пиарная формула, потому что раскол уже есть. Я не знаю даже, сколько человек будет этим заинтересовано, потому что помимо, возможно, этих структур там еще сто миллионов своих собственных структур в Америке, которые эти хештеги тоже гоняют».

К слову, сам соучредитель проекта «Рыбарь» Михаил Звинчук уже заявил, что не принимает обвинений во вмешательстве в американские выборы, но признал, что такая оценка роли его канала ему льстит. В своем видеоответе на объявление о награде Звинчук показал свой паспорт с регистрацией и заявил, что ожидает от правительства США обещанной выплаты через прямой перевод средств, кнопку пожертвования на канале «Рыбарь» или в криптовалюте.

Однако по правилам программы «Вознаграждение за правосудие» выплата полагается только за информацию, которая привела к поимке искомой персоны. Изначально с помощью этой программы американские власти ловили террористов, потом так стали охотиться на хакеров, а теперь дело дошло и до тех, кого подозревают во вмешательстве в выборы. А санкции за это могут быть разными, отмечает партнер юридической фирмы Art De Lex, выпускник факультета права Университета Дьюка в Северной Каролине Эдуард Бекещенко:

Эдуард Бекещенко партнер юридической фирмы Art De Lex, выпускник факультета права Университета Дьюка в Северной Каролине «В Америке достаточно большой и широкий спектр законов. И когда американцы сильно боялись внешнего воздействия на выборы и всегда говорили, что воздействуют Иран, Россия, Китай, они приняли целый ряд нормативных актов, которые это регулируют. Но если мы посмотрим специализированные нормативные акты, то в основном все сводится именно к финансовой ответственности: штрафы до полумиллиона долларов, запрещение любых операций, запрещение экспортно-импортных операций, каких-либо кредитов, блокировка имущества на территории Штатов и так далее. То есть в основном экономическая санкция. Но вторая часть, если какая-то информация будет расценена не только как легальная относительно влияния, но и какие-то призывы к бунтам, наступает другая ответственность по совершенно другим статьям. Это будет сильно зависеть от того, насколько конкретны действия или конкретны публикации, будут оцениваться уже американской прокуратурой. И в этой ситуации, если мы помним, те люди, которые зашли, штурм Капитолия был, им, в принципе, дали достаточно большие, длительные сроки тюремного заключения».

В России СМИ с иностранным финансированием, которые как минимум очень активно пишут о внутренней политике, а по оценкам многих наблюдателей, пытаются в нее вмешиваться, признают иногентами, блокируют, запрещают, но чтобы за кого-то объявлялась награда — такого пока не было. Такого не было даже во времена холодной войны, когда обе стороны активно вели свою пропаганду и глушили голоса с другой стороны, но не объявляли наград за чью-то голову.