Владимир Зеленский в Брюсселе представил свой «план победы» на заседании Европейского совета. Это произошло спустя сутки после его выступления с этой инициативой в Верховной раде, которое стало первой публичной презентацией плана. План включает пять пунктов, которые в своей речи в Брюсселе Зеленский повторил с акцентом на преимуществах, которые он дает Европе. Реализация плана, считает Зеленский, позволит закончить войну с Россией уже в 2025 году, Украина сможет выйти из нее «с мускулами» и впоследствии стать важным источником природных и человеческих ресурсов для Европы. Для этого Киеву необходимы в том числе немедленное приглашение стать членом НАТО, разрешение использовать западное оружие для дальних ударов по России, размещение на украинской территории «пакета мер сдерживания». Как встретили план в Европе?

В западной прессе по-прежнему преобладает скепсис в отношении «плана победы», еще с сентября, когда Зеленский презентовал его администрации Байдена. В нем видят лишь повторяющиеся просьбы, в том числе дать согласие на удары дальнобойным оружием вглубь России. Тут Киев по-прежнему получает отказы. В том числе и канцлер Шольц повторил, что Украина не получит немецкие крылатые ракеты Taurus. Нет согласия союзников и по пункту о приеме в НАТО, не дожидаясь окончания войны. Накануне заседания министров обороны альянса генсек НАТО Марк Рютте заявил, что Украина станет 33-м или 34-м членом блока, оговорившись, что, «возможно, кто-то другой выскочит перед ней». Также он отметил, что НАТО приняла к сведению план Киева и будет обсуждать его за закрытыми дверями, но сейчас не может заявить о поддержке всех его пунктов. Пока ни один западный лидер не выступил с безоговорочной поддержкой данного плана.

В такой ситуации Зеленский решил сыграть, как сейчас стало модно в политике, «на обострение». Появилась информация, что во время встречи с Трампом в сентябре Зеленский сказал ему: «Либо у Украины будет ядерное оружие, либо мы будем в НАТО. Сейчас мы выбираем НАТО. Потому что Россия нарушила Будапештский меморандум». Вряд ли, кстати, он осмелился сказать такое Байдену.

Будапештский меморандум, подписанный, но не ратифицированный Россией, Украиной, Великобританией и США в декабре 1994 года в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия, обозначал гарантии безопасности Украине в обмен на передачу ядерного оружия, оставшегося от СССР. В том числе гарантии территориальной целостности. На Украине оставалась примерно треть советского ядерного арсенала, включая шахтные и мобильные пусковые установки, стратегические бомбардировщики и склады с боеголовками. Всего около 1900 ядерных боеголовок и 2500 тактических ядерных зарядов. Правда, кодов для запуска стратегических ракет у Киева не было. Да и содержать этот арсенал тогда Украине было не по карману, а давление Запада на Киев было велико.

Теперь Зеленский повторяет тот же тезис, что и в феврале 2022 года на Мюнхенской конференции по безопасности. Спустя короткое время Владимир Путин в обращении по случаю начала СВО упоминал ту речь Зеленского в качестве одного из аргументов. Тема «ядерного шантажа» уже подхвачена прессой. Так, немецкая газета Bild со ссылкой на анонимного украинского чиновника пишет, что Украина может в течение нескольких недель создать ядерное оружие для применения против РФ. И власти страны якобы всерьез рассматривают возможность восстановления ядерного статуса. В советское время на Украине действительно был развитый ВПК. Достаточно сказать, что Южмаш, директором которого был Леонид Кучма, серийно производил баллистические ракеты малой и средней дальности, а также межконтинентальные. Правда, офис Зеленского информацию Bild уже опроверг, назвав ее «ерундой».

Однако союзники Киева могут воспринять подобные всплывающие намеки как выход за пределы допустимой субъектности. Тем более что требования о помощи становятся все напористее. Недавно украинский лидер дал союзникам три месяца на принятие его «плана победы». Вправе ли он так жестко ставить вопрос? Может возникнуть ответная реакция.

Также в плане повышения ставок Зеленский вновь повторил тезис о якобы готовящейся отправке по призыву Москвы на Украину контингента из Северной Кореи. Ранее он говорил, что военные КНДР уже там. Что было опровергнуто НАТО — у него нет таких сведений.

«Игрой на обострение» можно считать и пункт плана Зеленского о некоем «пакете сдерживания», размещенном на Украине. Конкретика якобы содержится в секретном приложении. Одни считают, что речь может идти о создании Украиной собственного потенциала баллистических ракет. И уже без ограничений по использованию. Также можно предположить, что Зеленский берет пример с Израиля, который тоже показывает, что далеко не всегда слушает советы из Вашингтона. Тем не менее США пошли на размещение в Израиле комплексов THAAD (Terminal High Altitude Area Defense) — противоракетного комплекса подвижного наземного базирования для перехвата баллистических ракет малой и средней дальности. Он считается дополнением к системе Patriot, но может защищать большую территорию и перехватывать цели на расстоянии 150-200 километров. Обслуживается американскими военными. Вряд ли, впрочем, США сейчас пойдут на такой шаг в Украине.

На этом фоне, выступая в Лондоне, бывший главком ВСУ и текущий посол Украины в Великобритании Валерий Залужный заявил, что Украина оказалась в состоянии затяжной войны, выход из которой «кажется практически невозможным». По его словам, война переходит в «позиционную» стадию со «статичными и изнуряющими боями», которые в том числе позволят России восстановить военную мощь. Наверное, если бы он выступал в Брюсселе, то его точка зрения снискала бы больше поддержки, чем Зеленского. Но вот только что с этим делать, в Брюсселе не знают. А через какое-то время на Западе может прийти осознание, что есть «проблема Зеленского» как таковая. Который все время что-то просит. Да еще грозит вернуть Украине ядерный статус. Напрашивается также какой-то ход со стороны Москвы.