Обновлено в 22:12

Банк России предложил целый ряд мер для борьбы с мошенниками в кредитной сфере. Одна из них — введение обязательного периода охлаждения для потребкредитов на четыре часа для сумм от 50 тысяч до 200 тысяч рублей и на 48 часов для сумм свыше этого объема. Такое предложение регулятор направил в Минфин.

Смогут ли эти меры предотвратить мошеннические операции и в отношении всех ли видов кредита будет распространяться период охлаждения?

Механизм охлаждения предлагается ввести для потребительских кредитов, которые выдаются на любые нужды клиента наличными или начисляются на дебетовую карту. Согласно инициативе, для кредитов от 50 тысяч до 200 тысяч рублей период охлаждения может составить до четырех часов. Для сумм свыше этого объема — два дня. А для тех, что меньше 50 тысяч рублей, период охлаждения вводить не планируется. Также предполагается, что мера не будет касаться сделок по ипотеке, некоторых автокредитов и образовательных займов с госучастием.

У многих возник вопрос: коснется ли охлаждение рассрочки, которая, по сути, является разновидностью кредита? Нужно ли будет человеку, пришедшему в условный «М.Видео» покупать телевизор за 150 тысяч, ждать четыре часа одобрения? Нет, не нужно. Во-первых, рассрочку в магазине вам оформляет непосредственно сотрудник — кредитный менеджер. Во-вторых, вас как покупателя легко идентифицировать по паспорту. Комментирует адвокат Евгения Колесникова:

— Это другая правовая форма. Человек берет товар в кредит, в долг, так скажем, и потом рассчитывается, а здесь речь идет все-таки больше о наличных денежных средствах. Да и в период заключения договора, кредит — это вещь, ее реализовать сложнее. Мошенникам интереснее, конечно же, наличные денежные средства, нежели товар или иная какая-то техника дорогостоящая.

— Больше рисков уже.

— Конечно. В период охлаждения дадут возможность людям подумать, а стоит ли брать эти денежные средства, посоветоваться, проконсультироваться с юристами, финансистами, родственниками. Бывает не только когда мошенники вводят в заблуждение граждан, но и сами люди пытаются решить ряд каких-то иных своих вопросов за счет заемных денежных средств.

Помимо наличных, мошенников могут заинтересовать операции, которые проводятся через дистанционное банковское обслуживание — через приложение в телефоне или браузер.

Также ЦБ отмечает, что кредиторы должны будут проверять заявки на выдачу ссуд на наличие признаков мошенничества. И если они будут выявлены, то потенциального заемщика они обязаны предупредить. А если банк все-таки выдаст кредит с нарушением антимошеннических норм, то впоследствии не сможет требовать от клиента исполнения обязательств.

Ключевая задача этих мер — не создать неудобство клиентам, а сделать так, чтобы у банков появилась ответственность за мошеннические действия конкретных лиц, говорит управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT Евгений Царев:

Евгений Царев управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT«Это всегда был обоюдоострый нож. То есть, с одной стороны, нельзя сказать, что банк всегда виноват, потому что клиенты очень часто находятся под влиянием. С другой стороны, а кто, как не банк, обладает соответствующими признаками того, что человек совершает какие-то нелогичные операции. Нужно понимать, опять же, механику выдачи кредита современного. Это все происходит в приложениях или в интернет-банке. Соответственно, есть клиенты, которые часто получают потребкредиты, потом гасят, потом опять берут, опять гасят. А есть клиенты, которые ни разу не брали кредит, и обороты по счетам у них низкие, и оплат, и съема денег нет с карты. И тут неожиданно клиент берет условный миллион и пытается его куда-то перевести. Ну, понятное дело, что это подозрительная операция, но раньше банки как действовали: мы клиенту выпустили, у нас все подтверждения о том, что он зашел, ввел ПИН-код. Соответственно, это проблема клиента. Ну, вот теперь это не будет проблемой только клиента».

Эксперты подытоживают, что эти меры однозначно снизят риски мошеннических операций. Но к этому вопросу все же лучше подходить комплексно: например, проводить профилактику в отношении финансовой и юридической грамотности населения.

Сейчас период охлаждения действует только для денежных переводов. Согласно закону, банки обязаны приостанавливать их на два дня, если в базе данных ЦБ содержится информация о случаях и попытках мошеннических операций получателя. Если банк все же делает такой перевод до истечения периода охлаждения, то он должен вернуть клиенту деньги в течение 30 дней.