Обновлено в 22:16

Госдума в первом чтении приняла законопроект о запрете пропаганды чайлдфри. Нарушителям будут грозить крупные штрафы — до пяти миллионов рублей для юрлиц. При этом экспертам пока не очень понятно, что в данном случае будет считаться пропагандой, а что нет.

Согласно законопроекту, принятому в первом чтении, штраф за пропаганду чайлдфри для граждан составит от 50 до 100 тысяч рублей, для должностных лиц — от 100 до 200 тысяч рублей, для юрлиц — от 800 тысяч до 1 миллиона рублей.

Но, если эти нарушения были совершены с применением СМИ или интернета, штрафы для должностных и физлиц удваиваются, а для юрлиц составят уже от 1 до 4 миллионов рублей. Есть еще коэффициент за пропаганду чайлдфри среди несовершеннолетних и за пропаганду среди детей с использованием СМИ и интернета. За последнее юрлицу может грозить штраф до пяти миллионов. Точно такие же штрафы предусмотрены за пропаганду запрещенного в России ЛГБТ.

Важнейший вопрос — что считать пропагандой. Депутаты уже попытались это объяснить. Суть их комментариев сводится к тому, что если гражданин говорит, что лично он не хочет иметь детей — то так можно, но, если он говорит: «Я не хочу и вам тоже не надо» — это уже нарушение закона. Но на начальном этапе все равно будет много вопросов и много злоупотреблений, уверен председатель коллегии адвокатов «Старинский и партнеры» Владимир Старинский:

— Юридически пропаганда — это когда кто-то кого-то к чему-то агитирует. То есть, вот если человек говорит: я лично не хочу иметь детей. Ну, объясняет, он, не объясняет, он говорит: это мое решение, я не хочу. А если человек говорит: да нет, давайте там всем миром откажемся от деторождения — ну, тогда, конечно, это будет пропаганда, потому что человек активно способствует распространению мнения о том, что детей иметь не надо. Поэтому, опять же, в этом плане, конечно, будут злоупотребления, Но юридически надо разбираться в каждом отдельном случае, а была ли пропаганда? Это ключевой вопрос. Да, была, нет, не было ее. Вот и все. А если человек озвучивает свое частное мнение или лично им принятое решение, это не есть пропаганда.

— То есть, любое нейтральное заявление «я не хочу иметь детей» без призывов не будет восприниматься как нарушение закона?

— Не должно.

«Не должно» — в этом плане — тезис ключевой. Опять же, если гражданин скажет, что он сам не хочет иметь детей и начнет объяснять почему (а он же явно будет приводить какие-то положительные аргументы) — тут вопросы к перспективам правоприменения остаются.

По словам авторов законопроекта, а это, на секундочку председатель Госдумы Вячеслав Володин и глава Совфеда Валентина Матвиенко, этот документ должен стать преградой для контента, который может повлиять на решение о рождении детей. А контент на чайлдфри тематику есть. Некоторые стендапкомики в эфире федеральных каналов говорили о том, что они чайлдфри. По словам юристов, хоть закон и не должен иметь обратной силы, но этот контент каналы, скорее всего, будут пытаться удалить из сети. Поскольку даже юристы пока не понимают — кто будет отвечать — комик как автор монолога или канал как площадка, которая контент разместила. Также пока не понятно, что делать многочисленным онлайн-кинотеатрам с их библиотекой. Сами представители платформы отказались комментировать тему до принятия закона. Им пока нечего сказать, считает независимый киноэксперт Владимир Лапин:

Владимир Лапин независимый киноэксперт «Как обычно, первые прецеденты покажут, когда скажут, что вот там «мы считаем, что это проблема: либо удаляете контент, либо адаптируете, либо что-то», тогда, соответственно, будет понимание, что подобное произношение в кадре, в такой ситуации считается точно не соответствующим законодательству, и все аналогичное будут искать и, соответственно, адаптировать. Пока нет четкого понимания, что адаптировать, очень тяжело делать превентивные шаги».

То же самое с книгами. Хотя определенные прогнозы можно делать по опыту работы закона о запрете пропаганды ЛГБТ, предполагает совладелец книжного магазина «Подписные издания» Михаил Иванов:

Михаил Иванов совладелец книжного магазина «Подписные издания» «Какие-то издательства наверняка проведут экспертизу своих книг. И если они где-то эту пропаганду увидят, они просто пришлют нам рекомендательные письма с просьбой снять с продажи и сделать возврат. Поэтому пока что мы не знаем, что снимать и как эту пропаганду искать в нашем ассортименте. Могут придраться абсолютно ко всему. Но, слава Богу, наверное, если смотреть по опыту предыдущих законопроектов, не очень глубоко в это во все погружаются, то есть, заявляется и, скорее всего, это делается из побуждений, чтобы дальше это не распространялось, а искать то, что выходило, это достаточно сложно. Для этого нужно иметь огромный штат цензоров. В дальнейшем издательства — в первую очередь, это касается их — будут просто действовать аккуратнее, и редакторы будут смотреть за тем или иным упоминанием».

Что касается граждан, то, как ранее уточняла Валентина Матвиенко, даже при законодательном запрете пропаганды чайлдфри, права женщин, которые не хотят или не могут иметь детей, государство нарушать не будет. Про мужчин, которые по той или иной причине детей иметь не хотят, почему-то никто вообще ничего не говорит.