В российских автосервисах не заметили наплыва битых американских машин, купленных в Грузии. Ранее на заблокированном в России ресурсе BBC вышла публикация об огромном рынке подержанных автомобилей в Грузии, откуда эти машины уходят преимущественно в Россию. Сама схема далеко не нова, риски при покупке таких автомобилей известны и бума обращений в российские сервисы нет, говорят эксперты.

Британские журналисты назвали Грузию международным центром торговли подержанными автомобилями и красочно описали огромную парковку размером в 40 футбольных полей на «пыльной окраине Рустави, промышленного города в 20 километрах от Тбилиси. А на этой парковке чего только нет: Mercedes, Porsche, Jaguar, Toyota и даже Tesla.

Все они побывали в ДТП в США. Американским страховым компаниям ремонт и повторная реализация автомобилей обходятся дорого. И они предпочитают просто выставлять их на аукционы. Битыми. В статье это описано так: «Если в США восстановление автомобиля и его повторная легализация стоят примерно 5 тысяч долларов и на это уходит полгода, то в Грузии эту же машину отремонтируют за месяц, потратив на это тысячу». Просто рабочая сила намного дешевле. Этот же принцип (правда, без конкретных цифр) нам в письменном комментарии подтвердил и представитель одной из грузинских компаний, которая непосредственно занимается этим бизнесом. При покупке такого автомобиля действительно можно сэкономить. Даже в России, с учетом всех транспортных, таможенных и регистрационных издержек. Но экономия может себя не оправдать. Особенно опасны в этом плане машины-утопленники, говорит сервисный директор автосервисной франшизы «Иванор» Москва Николай Янковский:

Николай Янковский сервисный директор автосервисной франшизы «Иванор» Москва «Если автомобиль утонул, то, как правило, приходила в негодность буквально через один-два сезона в зимней Москве электрика. Если это были автомобили после ДТП, проблем тоже всегда очень много, потому что она долгое время стоит в Штатах на открытой площадке, в разбитом состоянии. Как правило, это передние части кузова. Туда затекает вода. Все это начинает опять там зарастать плесенью. Автомобиль в итоге, как говорилось, в Польше, в Прибалтике, в Белоруссии ремонтировался, продавался здесь, и начинались проблемы с электрикой».

На самом деле битые американские машины с аукционов через третьи страны россияне покупают очень давно. Начиналось все с любителей огромных пикапов и маслкаров, потом так стали покупать и условные Toyota с Lexus. И ничего нового тут нет. Просто раньше их ремонтировали в Польше, а теперь в Грузии, отметил Николай Янковский.

Вывод о том, что большая часть машин, которые теперь приходят в Грузию, в итоге попадают в Россию, британские журналисты строят на том, что в прошлом году Грузия импортировала автомобилей на 3 млрд долларов и экспортировала на два млрд. В основном в бывшие советские республики: Казахстан, Киргизия и Армения — все эти страны являются членами ЕАЭС, откуда до недавних пор ввезти машину в Россию можно было проще. Например, в 2022 году Грузия экспортировала в Казахстан 7350 подержанных автомобилей, а в 2023-м году уже почти 40 тысяч. То есть в 5,5 раза больше.

Но на российских сервисах никакого бума обращений за ремонтом битых бывших американцев нет, говорит автоблогер, владелец тюнинг-ателье Дмитрий Санников:

Дмитрий Санников автоблогер, владелец тюнинг-ателье «Хлынуть поток никак не мог, то есть в данном случае это утрированная фраза. Как всегда, были продажи, были подобные схемы, когда автомобили приобретались, но здесь никак не предугадать, какой вы автомобиль действительно купите, то есть какой действительно истории, потому что вы смотрите по VIN-номеру, вы можете определить, какое было повреждение, за сколько его продали, посчитать логистику и плюс, соответственно, конечно же, таможню. Вот здесь самые главные моменты, которые важны: приобретают автомобиль битым, возможно, ремонтировать его также можно или же можно, допустим, увидеть, каким качественным ремонтом или некачественным здесь он сделан».

С другой стороны, такие машины россияне за последние пару лет могли массово закупить, но еще не успеть массово их разбить или столкнуться с поломками и обратиться в сервисы.

Еще один риск при покупке американской машины для эксплуатации в России — кузовные детали. Даже для машин европейских и японских брендов. Просто бампер на условную Camry, собранную для американского рынка, может не встать на как бы такую же Camry, которую продавали у нас или в Европе. Потому что они немного другие. И так по многим элементам кузова и по многим брендам. А потом ждать бампер из Грузии, где его будут ждать из Штатов.