Обновлено в 22:07

Руководители ЦБ и «Сбера» поспорили о едином QR. Эльвира Набиуллина заявила, что регулятор не планирует конкурировать с коммерческими банками. Речь идет о стандарте, который поставит всех участников рынка в равные условия. Герман Греф, в свою очередь, назвал единый QR монополией со стороны регулятора. По его словам, это приведет к тому, что бизнес потеряет стимулы к инновациям.

Руководитель крупнейшего банка страны уже не раз выступал против того, чтобы QR-код был один для всех. Еще в сентябре Сбербанк, Альфа-банк и Т-Банк договорились о создании консорциума для развития единого платежного QR-кода. А принадлежащая ЦБ Национальная система платежных карт на днях объявила о внедрении универсального QR-кода во всей эквайринговой сети СБП. За вопросом о том, какой из этих двух кодов будет признан стандартом отрасли, стоят большие деньги. Продолжает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:

Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «Когда вы пользуетесь QR-кодом, вы можете платить через разные системы. И, конечно, для банка России было бы очень здорово, если бы массовой системой стало СБП. А вот для Сбербанка было бы здорово, если бы под платежом QR-кодом вы бы понимали СБР, то есть платеж через «Сбер». Кажется, вопрос в одной букве, а на самом деле вопрос в 1-2 процентах за каждую транзакцию, которая уходит в пользу СБП или которая уходит в пользу Сбербанка. И, в общем-то, все абсолютно говорят о том, что это надо развивать, но, повторю, вопрос в том, под чьей эгидой пройдет развитие и кто получит очень и очень большие деньги?»

Площадкой для нового спора вокруг QR-кодов стал форум Finopolis. Герман Греф посетовал на то, что, «когда государство начинает конкурировать с бизнесом, это самый плохой способ сотрудничества». Под конкуренцией глава «Сбера» понимает внедрение единого QR от ЦБ.

Понять его можно: крупнейший банк страны много вкладывает в создание новых высокотехнологичных продуктов и платежных сервисов и, естественно, хочет вернуть инвестиции. Что будет, скажем так, проблематично, если все другие банки обяжут пользоваться другим QR-кодом. Глава ЦБ, в свою очередь, говорит, что никакая это не конкуренция государства с частниками, а создание равных условий для всех банков, которые будут обрабатывать платежи QR-кодами. По словам Эльвиры Набиуллиной, универсальный QR — это не битва регулятора и консорциума банков за контроль над рынком. Это инфраструктурный стандарт, а не рыночный продукт.
Кто победит в этом споре — вопрос риторический. Продолжает независимый финансовый эксперт и инвестор Максим Ульянов:

Максим Ульянов независимый финансовый эксперт и инвестор «Я вижу в этом повторение истории с переводами через СБП. То есть ЦБ достаточно долго боролся за то, чтобы появился единый механизм перевода на физических лиц через СБП. Я, если честно, здесь вижу абсолютно такой же крестовый поход ЦБ против консорциума частных банков, которые пытаются внедрить свой стандарт. Даже если это будет ассоциация из 10-15 банков, я думаю, что у них не будет возможности противопоставить что-то регуляторному давлению Центробанка».

Еще один вопрос в том, что будет потом, когда с QR наступит ясность. Очевидно, что у Грефа и Набиуллиной разное видение того, как будет развиваться российский платежный рынок. Продолжает эксперт финансового рынка Андрей Бархота:

Андрей Бархота эксперт финансового рынка «Банк России настаивает на оплате по единственному QR-коду, понимая под этим самый безопасный вид платежа. Ну, наверное, самый надежный. «Сбер» во многом сетует на биометрию, да, как наиболее перспективную технологию. Кстати говоря, если сравнивать платежный рынок России с платежным рынком Восточной и Центральной Европы, то мы даже находимся впереди технологично. Если там ренессанс наличных денег, то у нас оплата по биометрии, оплата по лицу. С точки зрения крупнейшего банка страны это еще и возможность провести скоринг всего населения. Но, с другой стороны, конечно же, у населения есть здоровый скепсис и здоровый консерватизм, поэтому я думаю, что слишком оптимистичные темпы роста оплаты по биометрии они, ну, излишне, скажем так, оптимистичны».

На том же Finopolis Герман Греф рассказал, что до конца текущего года четверть всех транзакций в России будут проводиться без карточек. Речь идет обо всех способах оплаты, которые осуществляются без физического пластика. Какую долю может занять биометрия, глава «Сбера» не уточнил.