Обновлено в 19:26

Теперь не только яйца. Минсельхоз, ФАС и депутаты обратили внимание на рост стоимости сливочного масла. Чтобы стабилизировать цены, продукт будут привозить из дружественных стран. А заодно — вводить госрегулирование. Производители говорят о растущих издержках. А торговые сети отметили, что сдерживают цены уже давно.

Как посчитал Росстат, за август и сентябрь сливочное масло подорожало на 8%. Рост с начала года составил почти 18%, пишут «Известия». Россия увеличит закупки масла в дружественных странах, чтобы насытить рынок и стабилизировать цены, заявили Business FM в Минсельхозе. Мониторинг цен ведется постоянно, так как масло входит в список продуктов первой необходимости, цены и правда растут. Причины нетривиальные — как отметили в Минсельхозе, на рост цен на сливочное масло влияет увеличение потребления. А потребление, по мнению ведомства, растет «из-за роста доходов населения, объемов производства продукции с использованием масла и спроса со стороны кафе и ресторанов. Частично это так, говорит основатель «Petrova 5 Consulting» Марина Петрова:

Марина Петрова гендиректор Petrova 5 Consulting «Влияет прежде всего рост тарифов естественных монополий, рост себестоимости кормов, сельхозтехника, все то, что входит в себестоимость сырого молока. Далее, если мы говорим об оборудовании упаковочных решений, то также и зарубежные технологии, на которые влияют санкции. Не будем забывать и о высокой ключевой ставке, которая влияет непосредственно на кредитование предприятий. Восстанавливается спрос на сливочное масло. Если сливочное масло раньше у нас воспринималось как продукт, который влияет на холестерин, то сейчас сливочное масло — это достойный продукт, в b2b-сегменте, включая, например, производство круассанов, кондитерских изделий и так далее».

Как и в случае с яйцами, чиновники и депутаты снова заговорили о госрегулировании цен. В Минсельхозе рассматривают вариант с соглашениями между правительством и предприятиями. Со схожей просьбой в Минэкономразвития обратился вице-спикер Госдумы Борис Чернышов — предложил установить предельную стоимость. Торговые сети уже сейчас сдерживают цены, в опте они выросли еще сильнее, говорит председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев:

Игорь Караваев председатель президиума АКОРТ «Подорожание сливочного масла вызвано главным образом ростом издержек производителей. С начала года оптовые закупочные цены на масло выросли почти на 31% в связи с ростом себестоимости производства и молочного животноводства, а также в связи с растущей стоимостью молочных жиров. Торговые сети плавно транслируют повышение на полку, не перекладывая полностью рост цен на потребителей. Розничные цены на сливочное масло первой цены выросли с начала года ниже закупочных. Критичного снижения спроса на масло мы не наблюдаем, хотя внутри категории есть перераспределение в сторону нижнего ценового сегмента и собственных торговых марок сетей».

В список социально значимых продуктов входят 24 товара. Кроме сливочного масла в нем есть несколько видов мяса, пшеничная мука, соль, сахар, яйца и другие продукты. По действующим правилам, если розничная стоимость продукта из списка в течение двух месяцев выросла на 10%, кабмин может установить предельную цену на такой товар на срок не более 90 дней. Это регуляторы еще на другую молочную продукцию не смотрели, говорит сооснователь крестьянского хозяйства «Ястребовъ и братъ» в Тверской области Эдуард Ястребов:

Эдуард Ястребов сооснователь крестьянского хозяйства «Ястребовъ и братъ» «Вопрос ценообразования сливочного масла имеет определенную сезонность: осень — молоко падает, проще говоря, удои становятся меньше и, соответственно, продукции выпускается меньше. Все связано: цена на молоко, на творог, на сливки, на масло, на сметану — это все как бы продукты одного ряда, назовите хотя бы одну причину, почему эти продукты не должны дорожать. Факторы, логистика да, стоимость солярки да, стоимость кормов да. Это все дорожает, это все влияет на себестоимость масла. Энергоносители не дешевеют, ничего не дешевеет. А нам задают какой-то такой наивный вопрос: а почему у вас дорожает?

Федеральная антимонопольная служба уже направила запросы крупнейшим производителям сливочного масла — те предоставят информацию о каждом повышении отпускных цен до конца года. Потом ФАС, если понадобится, примет меры.

Наценка на сливочное масло в торговых сетях составляет более 70%, заявил ТАСС зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. Сейчас средние розничные цены на сливочное масло, по данным Руспродсоюза, составляют 1040 рублей за килограмм — это на 20% выше, чем в январе. Это на 2% больше, чем дает Росстат.