Тысячи автомобилей, попавших в аварии в США, в итоге продаются в Россию. В 20 километрах от Тбилиси на окраине промышленного города Рустави есть огромная парковка, по площади равная более чем 40 футбольным полям, где на продажу выставлены тысячи машин.

Здесь можно найти практически любой автомобиль — Mercedes, Porsche, Jaguar, Toyota и — в последнее время — Tesla, пишет BBC (СМИ заблокировано в России). По официальным данным, в прошлом году Грузия импортировала автомобили на сумму более 3 млрд долларов, а объем экспорта машин превысил 2 млрд долларов, в основном в бывшие советские республики на Кавказе и в Средней Азии. Это Казахстан, Киргизия и Армения. Все эти страны являются членами ЕАЭС, а это значит, что транспортное средство, зарегистрированное в любой из этих стран, можно ввезти в Россию с минимальными издержками.

Местные предприниматели, которые занимаются этим бизнесом, разговаривать с российскими СМИ не хотят. Но вот что они написали Business FM на условиях анонимности:

«Автомобили в основном привозят со страховых аукционов США. Там услуги стоят дорого, очень часто машины, которые списывают страховые из-за высокой стоимости ремонта, имеют слабые повреждения и ничем не отличаются от машин в России, которые эксплуатируются в мегаполисе и тоже попадали в аварии. Есть огромное число компаний, к которым можно обратиться для детальной проверки автомобиля и получения полного отчета перед покупкой. И в России полезно пользоваться такими сервисами при покупке подержанного автомобиля, если ты не разбираешься. Самой популярной маркой на экспорт стала Hоnda SR-V: у нее небольшой объем мотора, что позволяет растаможить ее дешево. Также стандартно востребованы сегменты до 1,5 млн рублей: это многочисленные свежие седаны с малообъемными турбомоторами. А вообще, в Грузии реально купить абсолютно любой автомобиль из любой страны в любом состоянии, как новом, так и после серьезных повреждений».

В телеграм-канале «Автоподбор в Грузии» последняя машина Ford EcoSport 2021 года с объемом двигателя 1,0 и пробегом 15 тысяч километров была продана буквально в последние сутки за 1,24 млн рублей. Комментирует автоэксперт Артем Бобцов:

Артем Бобцов автоэксперт «Дело в том, что в развитых странах — в США, Германии — страховые компании не любят заниматься восстановлением машин, битых после аварий, которые забирают у своих клиентов, они их по дешевке продают на аукционах. Если раньше эти машины восстанавливались в Прибалтике и в Польше, то сейчас из-за закрытых границ сделать это затруднительно, но есть такие страны, как Армения, Казахстан и Грузия, которые сейчас, те, кто занимался этими схемами ранее, используют для восстановления машин, тем более что труд там стоит недорого, с материалами проблем нет, и самое главное — нет никаких сложностей ввезти потом такой автомобиль для продажи в Россию. Ремонт бывает разный, в основном, конечно, это ремонт весьма некачественный, который, как правило, через два-три года эксплуатации автомобиля себя проявляет. Там не меняют детали, а выпрямляют, используя огромное количество шпатлевки, затем красят. Если с виду машина ничем не отличается от новой, то в ДТП все это просто рассыпается. Их продают чуть дешевле, с небольшой скидкой, обычно это 3-5% от среднерыночной цены, с тем чтобы, с одной стороны, продать автомобиль побыстрее, с другой стороны, чтобы не было подозрений у покупателя. Поэтому в том числе и маржа на таких автомобилях получается весьма и весьма приличной. По документам все будет абсолютно чисто и ровно, потому что это машины, легально выкупленные на автомобильных аукционах, легально ввезенные в третьи страны, потом отремонтированные и легально ввезенные же в Россию. Поэтому юридических рисков по ним, как правило, никаких нет. Но что касается дальнейшей эксплуатации и возможной перепродажи, то здесь, конечно, будут сложности, поскольку мы знаем сейчас, что большинство покупателей либо используют каких-то экспертов при покупке автомобиля, либо покупают на площадках, которые проверяют качество автомобилей, и там, конечно, все это вскроется, весь этот ремонт и все эти многочисленные слои шпаклевки станут совершенно очевидны. И перепродажная цена уже будет сильно ниже рыночной, эту машину придется продавать намного дешевле, и будет приличная потеря в деньгах».

Данные Национального статистического агентства Грузии также свидетельствуют о том, что автомобили отправляются в Россию. Они сообщают, что в 2022 году Грузия экспортировала в Казахстан 7 350 подержанных автомобилей, тогда как в 2023 году их было уже почти 40 тысяч, то есть в 5,5 раза больше.