РЭЦ подвел итоги международного экспортного форума «Сделано в России»
В рамках мероприятия эксперты обсуждали перспективы продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки, инновационные подходы к созданию устойчивых цепочек поставок, а также вопросы импортозамещения и усиления экспортной активности
Читать на полной версииМеждународный экспортный форум «Сделано в России», организованный Российским экспортным центром (РЭЦ, входит в группу ВЭБ.РФ), прошел 14 октября в Конгресс-центре ЦМТ.
«Сделано в России» — ежегодное мероприятие для предпринимателей, действующих экспортеров и тех, кто планирует масштабировать свой бизнес, выйти на экспорт и найти новых партнеров, рассказали в пресс-службе РЭЦ.
Среди участников были представители органов власти, руководители компаний различных масштабов, представители российских банков, региональных центров поддержки экспорта, профильных ассоциаций и объединений.
В этом году деловая программа форума была сосредоточена на экономике российского экспорта в условиях многополярного мира, говорится в сообщении пресс-службы. Деловая программа содержала более 20 сессий, организованных в формате дискуссий, экспертных сессий и мастер-классов.
Ключевым событием форума стала пленарная сессия «Карта российского экспорта: маршрут построен». Открыл мероприятие председатель правительства Михаил Мишустин.
Гендиректор РЭЦ Вероника Никишина в своем выступлении в рамках сессии рассказала об основных точках роста в контексте нового нацпроекта.
Вероника Никишина генеральный директор Российского экспортного центра«В этом году завершается первый цикл национального проекта «Международная кооперация и экспорт», за этот период выстроена уникальная в мире система поддержки и развития экспорта, а наши компании приобрели устойчивость к внешним стрессам. Буквально за два года российский бизнес прошел огромный путь по приоритизации рынков Глобального Юга в качестве ключевых партнеров. Благодаря всей проделанной работе уже пять из шести долларов экспортной выручки России приходится на рынки наших ключевых торговых партнеров. 83% наших экспортеров с уверенностью смотрят в сторону развития своего экспорта на рынках дальнего зарубежья и готовы конкурировать с глобальными игроками на сложных и очень разнообразных рынках».
На форуме представители РЭЦ сообщили о планах масштабировать программу продвижения отечественных производителей на внешних рынках под национальным брендом «Сделано в России». Эксперты и представители крупных компаний отметили необходимость популяризировать продукцию, делая акцент на ее узнаваемости и вовлечении в процесс спортсменов и творческих личностей. Особое внимание было уделено российско-китайскому сотрудничеству.
На других сессиях форума поднимались вопросы развития высокотехнологичного экспорта. Так, в рамках дискуссии «По тропе азиатского тигра — ставка на национальных чемпионов в задаче развития высокотехнологичного экспорта. За и против» обсуждались механизмы государственной поддержки.
Эксперты особо отметили, что важнейшая задача сегодня состоит в том, чтобы максимально насыщать российский рынок и вместе с тем находить новые ниши для отечественных экспортеров высокотехнологичной продукции.
Говоря о российском рынке и его развитии, исполняющий обязанности директора департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга России Артур Галиуллин подчеркнул, что стране необходимо создавать национальных чемпионов, а главное — оказывать поддержку по всем направлениям, в том числе помогать выходить на международные рынки. Основная задача — это создание благоприятных условий.
В рамках форума также провели церемонию награждения лучших экспортеров страны. Награды победителям федерального этапа всероссийской премии «Экспортер года» вручили представители органов государственной власти и руководители общественных деловых объединений.
По итогу заседания федеральной конкурсной комиссии определены 62 победителя и призера — 47 компаний заняли призовые места. Лидером среди регионов-победителей стала Новосибирская область. Второй по экспортным рекордам стала Московская область. Третье место разделили Санкт-Петербург, Свердловская и Волгоградская области.
Определение победителей и призеров всероссийской премии в области международной кооперации и экспорта осуществляется в два этапа: первый проходит на уровне каждого федерального округа, затем из числа компаний, занявших первые места по итогам окружного этапа, определяют лучших экспортеров страны.
Также РЭЦ заявил о намерении совместно с бизнесом развивать программу постоянно действующих демонстрационно-дегустационных павильонов с агропродукцией. В 2022 году был проведен реинжиниринг программы, который позволил значительно увеличить эффективность продвижения агроэкспорта. Результаты программы и планы по ее развитию обсуждались в ходе сессии «Российские павильоны за рубежом».
Демонстрационно-дегустационные павильоны АПК — одна из мер поддержки, которые помогают бизнесу увеличить продажи за рубежом. Павильоны открыты в шести перспективных для экспорта странах: Китае, Вьетнаме, Египте, ОАЭ, Турции и Саудовской Аравии.
Задача программы павильонов АПК — продвинуть российские продукты питания как среди конечных потребителей, так и среди потенциальных деловых партнеров.
Алексей Солодов вице-президент Российского экспортного центра «Каждый рубль, который государство вкладывает в продвижение экспортеров в рамках павильонов, обеспечивает 38 рублей экспортных контрактов. Всего за неполные три года резиденты павильонов заключили экспортные контракты почти на 20 млрд рублей. У нас в планах — масштабирование этих результатов, оттачивание уже показавших свою эффективность инструментов и внедрение новых, а также географическое расширение сети павильонов, в частности в Китае».
Отдельное внимание участники форума уделили перспективам взаимоотношений с азиатскими партнерами в условиях геополитической нестабильности и перестройки глобальных экономических связей. Так, в рамках диалога «Вектор: Азия» все участники дискуссии отметили потенциал азиатского региона для отечественного бизнеса.
Петр Засельский председатель правления Росэксимбанка «Торговля с Азией растет и развивается очень динамично, создавая привлекательные возможности для российских производителей увеличить и диверсифицировать свои продажи. Мы расширяем свою сеть зарубежных представительств. РЭЦ уже есть в Индии, Китае и Вьетнаме. В этом году открыто и начало свою работу представительство РЭЦ в Таиланде, совсем скоро откроется в Индонезии. Если в 2023 году количество услуг, предоставленных РЭЦ в рамках поддержки экспорта в Азию, выросло на треть по сравнению с 2022 годом, то в этом году уже только за девять месяцев мы превысили годовую поддержку прошлого года. Нами оказано почти 13 тысяч услуг».
Помимо азиатского направления эксперты обсуждали вопросы продвижения отечественной продукции в страны СНГ. Как отмечает пресс-служба РЭЦ, товарооборот между Россией и странами СНГ в 2023 году составил 8,8 млрд долларов, увеличившись на 5,8% по сравнению с предыдущим годом. Основное внимание дискуссии было уделено вопросам импортозамещения и усиления экспортной активности, а также поиску перспективных ниш для российских компаний на рынках СНГ.
Итоги сессии подчеркнули значимость расширения экономических связей между Россией и странами СНГ, особенно в контексте новых вызовов и возможностей для российского бизнеса. Эксперты согласились, что страны СНГ остаются важным направлением для российских экспортеров, и отметили важность дальнейшего укрепления сотрудничества в рамках стратегических инициатив по развитию несырьевого экспорта.