Британская контрразведка рассуждает в духе теории управляемого хаоса. Комментарий Георгия Бовта
Россия регулярно занимается миссией по созданию хаоса на улицах Великобритании и Европы, заявил глава MI5 Кен Маккаллум. Политолог рассуждает, что стоит за такими обвинениями и как подобные высказывания отражаются на международной безопасности
Читать на полной версии«Мы видели поджоги, диверсии и многое другое. Все это — опасные действия, совершаемые с возрастающей безрассудностью», — заявил на днях Кен Маккаллум, глава британского агентства внутренней безопасности и контрразведки (MI5). В этом виновата, по его словам, Россия и конкретно Главное разведывательное управление (ГРУ). Именно оно, в частности, ответственно, по словам Маккаллума, «в создании хаоса на улицах Великобритании и Европы». Как понимать такие обвинения?
Журнал The Economist, впечатлившись заявлением главы британской контрразведки, вышел с обширной статьей под заголовком «Шпионы Владимира Путина замышляют всемирный хаос. Россия реализует революционный план саботажа, поджогов и убийств». По накалу информационного противостояния, кажется, мы вышли на уровень самых мрачных времен холодной войны. В риторике точно нет тормозов. Нулевой уровень доверия, максимальный уровень, как теперь модно говорить, расчеловечивания противника. Тезис Рейгана о «сияющем граде на холме», который отсылал к пуританскому проповеднику ХVII века из Массачусетса Джону Уинтропу и Евангелию от Матфея и противопоставлялся СССР как исчадию зла, вновь обрел силу сродни крестовому походу. Всюду видятся козни и «рука Москвы». При этом арсенал холодной войны в технологическом плане сегодня видится просто вегетарианским.
Западные политики и СМИ оперируют привычной им терминологией. Ведь теорию управляемого хаоса начали разрабатывать еще в 1960-х годах в США, включая небезызвестного Джина Шарпа, автора концепции «цветных революций». Впервые в политический оборот ввел термин советник Госдепартамента Стивен Манн в 1992 году в работе «Теория хаоса и стратегическая мысль». В России тоже популярны обвинения Запада в создании управляемого хаоса на постсоветском пространстве. Теперь мысль перехвачена Западом в отношении России. Которая выдавливает западных конкурентов из Африки. Организует хакерские атаки. Проводит кампании дезинформации. И рассылает шпионов.
Британский The Economist припоминает тут и недоказанные подготовку покушения на главу германского военного концерна Rheinmetall Армина Паппергера, и компьютерный сбой в системах управления водоочистными сооружениями в Америке и Польше. За последним, возможно, оговаривается журнал, стояло ГРУ. Действия йеменских хуситов идут по тому же разряду, что и попытки RT распространять выгодную Москве информацию в соцсетях. «Русские больше не заинтересованы в сохранении чего-либо из послевоенного международного порядка», — говорит один из экспертов. Он прав, но лишь с оговоркой, что и Запад не выглядит заинтересованным в восстановлении этого порядка.
В публикациях на тему хаоса, идущего из Москвы, приводится широкий набор примеров самого разного уровня как якобы самоочевидных доказательств. Толком не раскрытые компьютерные сбои, технологические аварии и действия антисистемных активистов на Западе склонны подавать как часть скоординированной единой российской стратегии. По такой логике никакие не вписывающиеся в мейнстрим действия не обходятся без вездесущего ГРУ. Даже сбой в работе французских железных дорог в день открытия Олимпиады журнал The Foreign Affairs приписал проискам Москвы, хотя сам же оговорился, что «никаких доказательств тому нет».
Как и в России за сбоями, авариями и происшествиями многие склонны видеть руку «вашингтонского обкома», не говоря уже о любой антирежимной активности, которая, дескать, никогда и нигде не может иметь никаких внутренних причин и предпосылок. Только внешнее подстрекательство. Только «проплатили печеньками». В западных публикациях встречаешь уже даже увязку исламистов с кознями Москвы. Мол, раз якобы дестабилизация на Ближнем Востоке на руку Москве, чтобы отвлечь мир от Украины, то она не может за этим не стоять. Как говорится, highly likely.
Над этой паранойей можно было бы посмеяться, если бы это не было опасным симптомом состояния системы международной безопасности. Созданная после Второй мировой, достроенная в рамках Хельсинкского процесса начиная с середины 1970-х и затем после окончания холодной войны, она сейчас полностью разрушена. Ее руинами покрыта Украина. Ни у кого нет даже близко понимания, на каких условиях, когда и с кем строить новую систему. Даже запрос на нее толком не сформировался. Осознания того, что ни Россия не улетит на Луну, ни коллективный Запад, мало самого по себе. И та, и другая сторона вполне могут улететь в тартарары по итогам третьей мировой, скорее всего, ядерной. Но пока эта угроза не смогла обратить вспять нарастающую эскалацию.
На днях Белый дом США — ну разве что чтобы просто отметиться — заявил о готовности к переговорам о сокращении ядерного потенциала с Россией и Китаем. Хотя понятно, что сейчас это невозможно. К тому же Китай еще до конфликта на Украине отказывался вести такие переговоры с Россией и США. Дмитрий Песков резонно отреагировал так: «Говорить о сокращении ядерного потенциала в условиях войны против России с участием ядерных держав, не увязывая этот вопрос с другими аспектами безопасности, невозможно». А зампредседателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев так и вовсе посчитал эти слова Байдена хамством, заявив, что обсуждение договора об СНВ с США не полезнее мирных переговоров с Гитлером в 1945 году. С Дмитрием Анатольевичем, впрочем, можно поспорить в том, что нынешняя ситуация не похожа на условно 1945 год. Скорее пока еще на 1938-й.