Объем торговли Китая с Россией за девять месяцев превысил 180 млрд долларов. Об этом сообщили в Главном таможенном управлении КНР.

Импорт российских товаров в Китай за январь — сентябрь вырос на 1,7% и составил более 97 млрд долларов, в то время как экспорт китайской продукции в Россию увеличился на 2,4%, превысив 83 млрд долларов.

Business FM спросила российских предпринимателей, ощущают ли они прирост китайской продукции и наладились ли расчеты с КНР.

Сооснователь цифровой платформы для бизнеса «Digital ВЭД» Анна Фомичева:

«Товарооборот между Россией и Китаем увеличился, и это естественная история, потому что из Европы, из Америки импорт встал: даже если мы везем из Европы и из Америки, мы везем через третьи страны. Зачастую это и Турция, с которой тоже товарооборот растет, и Китай, и Вьетнам — это тоже хабы по перевалке параллельного импорта. Многие сейчас, кто смотрит в сторону производства, закупают сырье или станки. Ввиду сложившейся ситуации, ввиду того, что мир поменялся, у нас есть дружественные и недружественные страны, и, конечно, сейчас предприниматели смотрят в сторону Китая. Первые три года не всю Европу можно заменить Китаем, а потом придется. То есть сейчас мы это видим, будем и дальше видеть в увеличении товарооборота между нашими странами. Что касается платежей, ситуация стабилизировалась: мы платим встречными потоками, у каждого банка уже по 10-15 платежных агентов. Сейчас это стало для многих очень интересным бизнесом. У кого есть экспортный потенциал, у кого есть экспортные реквизиты за рубежом, те активно открывают новый бизнес, который называется «платежный агент». Сегодня платежи доходят за три-пять дней, и это теперь стоит денег: «ВТБ Шанхай» берет 4% за быстрые платежи, деньги идут быстро, три-четыре дня. Поэтому с платежами ситуация, по моему мнению, стабилизировалась. Теперь понятно, как платить и что это сейчас стоит денег. И 2025 год покажет тоже рост».

***

Основатель компании ><easyex Александр Сычев:

«Да, действительно, еще три-четыре недели назад мы с вами говорили о том, что возникают проблемы с организацией переводов для оплаты в Китай. При этом сейчас мы видим, что товарооборот растет. Конечно, 2% — это не очень много, но тем не менее схемы работают, все как обычно: экспорт энергоресурсов, импорт товаров. Естественно, проблемы были, но рынок оперативно, я считаю, адаптировался. Более того, рынок насыщается, даже банки сейчас активно начали предлагать услуги. Правда, они их обеспечивают не сами, замыкают на такие компании, как наши, забирая себе при этом комиссию, но по факту не отвечают перед клиентом. Текущая ситуация показывает, что правительство в части развития экономики работает достаточно эффективно».

***

Руководитель компании «Мастерпроф» Павел Брун:

«Если говорить по нашей тематике, то есть по инженерной сантехнике, которую мы возим из Китая, у нас особого прироста нет, у нас, наоборот, падение за счет того, что в какие-то месяцы мы просто не могли вывезти продукцию из-за тех ограничений, которые были на рынке. А поскольку мы не смогли вывезти продукцию, у нас были дефициты по продажам, соответственно, эти объемы просто выпали из тех объемов, которые мы в течение года завозим. Поэтому прироста конкретно у нас точно нет. У нас есть небольшой прирост по продажам в штуках, соответственно, если бы у нас не было никаких проблем с привозом из Китая, у нас был бы какой-то небольшой прирост по привозу продукции из Китая. Поскольку какие-то месяцы выпали из-за ограничений, у нас этого прироста нет, скорее даже падение. Более точно мы сможем это по концу года проанализировать и сказать. Что касается той статистики, интересно было бы посмотреть эту статистику по месяцам и по отраслям. У меня есть стойкое ощущение, что этот прирост связан с продажей и с ускорением его завоза в преддверии введения дополнительных сборов, утильсборов, которые значительно повышают стоимость автомобилей. Поэтому, если мы в конце года сможем помесячно посмотреть и увидим, что после введения этих дополнительных сборов идет резкое падение от месяца к месяцу, понятно, с чем это будет связано. И, соответственно, к концу года, я думаю, тогда никакого прироста мы не увидим. Особенно обидно это смотрится ввиду увеличения экспорта в другие страны, то есть то, что написано 4,2% в США и Японии, а в страны Латинской Америки вообще 12%. То есть если у нас на уровне статистической погрешности эти 2%, то у остальных стран ощутимый прирост мы можем наблюдать».

***

Директор по развитию мебельной компании ZAMM Всеволод Никитин:

«Импорт вырос как естественное развитие работы с Китаем и, понятное дело, отсутствие альтернатив. Качество китайских товаров может быть любым, вплоть до высочайшего. Мы поставили себе задачу найти лучшее за адекватные деньги, это более чем возможно. Мы тщательно и скрупулезно подобрали качественные кресла и мягкую мебель, которые мы доработали, и контролируем качество лично. Сейчас доля импортных продуктов у нас составляет порядка 5%, мы планируем увеличить этот показатель до 30% в течение нескольких лет. И это несмотря на трудности с оплатой и логистикой. Да, юань подорожал, схема расчетов пока без улучшений — это просто очередные вводные, с которыми мы работаем. Мы надеемся на решение вопросов с платежами на саммите БРИКС, но есть подозрения, что пока будем работать в таком режиме».

На Мосбирже 14 октября за юань дают более 13,5 рубля.