Продажи российских любовных романов выросли почти на 40% в натуральном выражении. Этот жанр стал самым быстрорастущим направлением художественной литературы за первые девять месяцев 2024 года. Об этом пишет РБК со ссылкой на статистику сети «Читай-город».

Драйверами роста стали книги Анны Джейн, Аси Лавринович и Ани Шерри. Сентиментальная проза особенно популярна у женщин, они составляют 70% всей читательской аудитории. Участники книжного рынка объясняют это большим предложением таких книг и желанием аудитории уйти от реальности.

Комментирует шеф-редактор группы компаний «Литрес» Екатерина Писарева:

— Сентиментальная и любовная проза очень помогает избавиться от негатива, и это в чистом виде такой книжный эскапизм. Но есть еще один важный фактор — рост любовных романов идет за счет того, что у нас огромное количество предложений. Это связано с тем, что у нас великолепно развивается «Самиздат», мы видим большое количество книг наших диджитал-авторов. В топе продаж у нас Мари Мур, Тори Майрон, Анна Дар, за которыми активно следят наши пользователи и книги которых покупают.

— Как обстоит дело с другими жанрами беллетристики, к примеру детективы или фэнтези?

— Хорошо. Фэнтези, фантастика и детективы стабильно пользуются популярностью у наших пользователей, например категория боевой фантастики. Если прогнозировать, как же в будущем будет меняться ситуация на книжном рынке, то я думаю, что любовным романам ничего не угрожает, они так и останутся в топе. То есть мы видим появление кросс-жанровых историй, не любовных романов в чистом виде, могут появляться книги любовного сегмента с использованием искусственного интеллекта или же с главным героем — искусственным интеллектом.

Любовные романы попали и в топ самых быстрорастущих жанров художественной литературы у издательства «Эксмо». Лидером продаж в этом сегменте стала книга «Все закончится на нас» Колин Гувер.

Гендиректор издательства «Эксмо-АСТ» Евгений Капьев связал это в том числе с участившимися разводами в стране:

Евгений Капьев гендиректор издательства «Эксмо-АСТ» «Причины роста сентиментальной, романтической литературы, конечно, могут быть разные, но мое мнение — это в первую очередь связано с тем, что у нас в стране огромное количество разводов. А такие книги позволяют не просто отдыхать, но и развиваться в этой области, потому что вы видите огромное количество разных диалогов, разных моментов, разных сюжетов и учитесь, как себя вести в той или иной ситуации. В частности, например, в поджанре спортивная романтика, ну и участие авторов в других жанрах, построены книги таким образом, что каждая ситуация рассказывается с двух сторон: со стороны девушки и молодого человека. И это, соответственно, позволяет принципиально по-другому понимать ситуацию и понимать взгляды с другой стороны. Если говорить про самых популярных авторов в этом жанре, лидируют российские авторы — Ася Лавринович, Ана Шерри, Ава Хоуп. Ася Лавринович настолько популярна, что ее книги уже экранизированы, продано более миллиона экземпляров, и рейтинги по экранизации тоже очень-очень высокие. Про другие жанры — очень популярно фэнтези, но тоже на стыке с романтикой, поэтому даже появился такой поджанр роментези — это романтическое фэнтези. Кроме этого, хорошо продаются книги про смысл жизни, такие как «Кафе на краю земли», «Сказать жизни да» или вот сейчас крайне популярна японская книга «Что будет, если все кошки в мире исчезнут». Детективы, остросюжетная литература сохраняют свое лидерство. Кроме этого, стоит отметить различные книги про саморазвитие».

Сейчас можно найти романтическую прозу практически на любой вкус. Люди перестали стыдиться того, что читают беллетристику, и делятся впечатлениями о прочитанном в соцсетях. А сарафанное радио подстегивает продажи, считает книжный блогер, автор телеграм-канала «Интеллигентка Гадова» Надежда Сметова:

— Любовные романы интересны тем, что там каждый может найти что-то под себя. Бухгалтер сорока лет в фирме, которая продает диваны, и хочет роман про такую же женщину 40 лет, которая работает бухгалтером в фирме, которая продает диваны. И человек находит себе такой роман.

— Тогда почему в сети «Читай-город» упирают на то, что любовные романы, причем российские любовные романы, стали самым быстрорастущим жанром?

— Возможно, это связано с тем, что этот жанр отчасти легитимизирован как что-то нестыдное. Сейчас как будто менее стыдно, менее неловко сказать: да, я читаю любовные романы, да, у меня целая полочка книг Аси Лавринович и Анны Джейн, да, вот это мне интересно. Вполне себе логичная тенденция, многие юные девушки читают Асю Лавринович, и это нормально, про любовь, про отношения. С одной стороны, это вечная тема, и тут оценивать, насколько это соответствует каким-то высоким стандартам, наверное, даже неуместно. Просто хорошо, что люди читают, а потом они могут прочитать все что угодно другое — Флобера, Толстого, Шекспира, кого угодно.

На втором месте по продажам, по данным «Читай-города», российская фантастика, прибавившая за последние девять месяцев 22% по сравнению с тем же периодом прошлого года. На третьем месте зарубежные детективы, они прибавили 13%. И четвертыми следуют книги по психологии — плюс 11%.