Роскомнадзор получит юридическое обоснование для блокировок и замедлений разных ресурсов. Ведомство подготовило приказ, по которому сможет непублично «замедлять» онлайн-ресурсы через внесудебное решение Генпрокуратуры. На документ обращает внимание Forbes.

Поправки были размещены 11 октября на портале правовой информации. Идет стадия общественных обсуждений. Проект позволяет Роскомназдору не отчитываться о замедлениях, потому что инициатор блокировок — Генпрокуратура — также может не приводить подробности своих решений.

Уже сейчас Роскомнадзор может замедлять ресурсы с помощью так называемых технических средств противостояния угрозам, которые принудительно устанавливаются на сетях операторов. Получив юридические обоснования, РКН сможет «управлять сетями связи» либо «передавать обязательные к выполнению указания» операторам связи.

Есть риск узаконивания внесудебных блокировок, считает гендиректор группы компаний ComNews Леонид Коник:

Леонид Коник генеральный директор группы компаний ComNews «Есть риск, что Россия задействует внесудебные блокировки. Правда, если посмотреть на реальность, это происходит уже сейчас. Уже несколько месяцев в России явно не так, как должно, работает YouTube, и официально Роскомнадзор, и ни один официальный государственный орган так и не сообщил, что этот ресурс замедляется, на каких основаниях и какова реальная цель этого действия. Поэтому с внесудебными блокировками, этот термин используем, мы имеем дело уже сейчас. Но если документ, о котором пишет Forbes, будет принят, для этого появится юридическая основа. И непрозрачность всегда, к сожалению, ведет к злоупотреблениям, поэтому непрозрачность таких действий вызывает большие опасения. Если уж государство говорит, что такой-то ресурс вреден для государственного строя, наверное, государство должно официально, публично и честно об этом сказать, а не исподтишка блокировать кого-то по непонятным основаниям. Я бы еще вспомнил, что в терминологии закона, так называемого о суверенном рунете, который вступил в силу в 2019 году, коробочка под названием ТСПУ. ТСПУ расшифровывается как технические средства к противодействию угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории России сети Интернет и сети связи общего пользования. Как кажется мне, слова «угроза устойчивости, угроза безопасности и угроза целостности функционирования» никак не предполагают борьбу с инакомыслием. Исходно ТСПУ затевали совершенно для другого, для того чтобы в случае, если враждебное для России окружение попытается отключить страну от глобальной сети Интернет, сделать так, чтобы целостность, принципы и возможность работы в интернете внутри России не пострадали. Судя по тому, что мы видим в последнее время, — эти коробочки ТСПУ используются совершенно не для того, для чего их предполагал запускать закон о суверенном рунете».

РКН этим занимается и сейчас, просто теперь процедура станет для него проще, и оспорить решения будет еще сложнее, считает управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT Евгений Царев:

— Я несколько раз перечитал изменения, о которых мы говорим, это можно прочитать несколькими разными образами. С одной стороны, да, теперь Роскомнадзор будет делать что-то по указанию прокуратуры, что-то будет делать по собственному мнению. С другой стороны, я не заметил каких-то прямых указаний на то, что они за что-то несут полную ответственность. До конца не очень понятно, о чем же все-таки документ и в чем изменения. У меня такое ощущение, что идет просто какое-то формальное уточнение, то есть я не увидел там того, что что-то меняло бы принципиально. Потому что по факту сегодня есть и прямые решения Роскомнадзора, есть и судебные решения Роскомнадзора. Есть точно так же решения Генпрокуратуры, которые реализует Роскомнадзор. То есть по большому счету сильно каких-то изменений я не заметил, я увидел лишь уточнения. Точно можем сказать, что по решению Генпрокуратуры Роскомнадзор технически это решение должен выполнить. Но в каком виде это должно к ним прийти, мы просто не знаем.

— Станет ли сложнее оспаривать решения Роскомнадзора?

— У нас всегда было очень сложно оспаривать решения, в том числе и судебные. То есть у нас в Москве есть Таганский суд, там часто принимались соответствующие решения по блокировке интернет-ресурсов, и оспаривать их чудовищная проблема — это очень долго, сложно, дорого и не очень эффективно. Поэтому большинство ресурсов, тех, которые считают себя добропорядочными, просто переезжали на другие домены. Здесь еще сложнее потому, что решения подобные вообще очень сложно оспаривать, для этого нужно получить сам текст решения, обратиться в судебную инстанцию. В любом случае государственный контроль в этом плане усиливается — это общая тенденция.

В РКН и Генпрокуратуре не ответили на запрос Forbes. В МТС и «Мегафоне» отказались от комментариев. Ранее стало известно, что Роскомнадзор намерен получить 60 млрд рублей на обновление системы блокировки интернет-ресурсов. Речь о модернизации тех самых «технических средств противодействия угрозам».

Эти устройства устанавливаются на сетях операторов связи и отслеживают запрещенный трафик. РКН намерен бороться с растущим влиянием VPN-сервисов и будет тщательнее мониторить запрещенные ресурсы.