Обновлено в 15:37

Корпорация Boeing анонсировала массовые увольнения своих сотрудников. Уйдет каждый десятый — штат сократят на 10%, сообщил исполнительный директор и президент компании Келли Ортберг. Всего это 17 тысяч человек. Решение коснется руководителей, менеджеров и рядовых сотрудников. В обращении Ортберг отметил: «Состояние нашего бизнеса и наше будущее восстановление требуют жестких действий».

Boeing сейчас находится в глубоком кризисе, он начался с таинственных смертей бывших инженеров корпорации, которые были информаторами регулирующих органов и докладывали о дефектах в самолетах компании. Затем был скандал с установкой на модели 737 MAX сотен дефектных деталей, последовали массовые забастовки сотрудников. Как писали западные СМИ, занять пост гендиректора Boeing никто не хотел.

Авиакорпорация показала всему миру, как делать не надо, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Проблемы Boeing просто увольнениями и некими перестановками фигур на шахматной доске не исправить, положение на самом деле очень и очень серьезное, просто ситуация запущена. И те проблемы, которые всплыли только сейчас, копились годами, я думаю полтора, может быть, два десятилетия. Мое глубокое убеждение, что это все последствия неграмотного, неквалифицированного управления корпорацией со стороны топ-менеджмента, которые больше уделяли внимание финансовым показателям, но не работали на перспективу. А в это время они не делали инвестиции в те направления, в которые необходимо было делать, а в авиации все инвестиции очень и очень долгосрочные. То, что вы проинвестируете сейчас, в лучшем случае начнет давать отдачу лет через десять, а значит, те инвестиции, которые не были сделаны 10-15 и 20 лет назад, сейчас их уже просто так не ускорить. Даже если их сейчас сделать, притом что непонятно откуда деньги взять, у Boeing многомиллиардные долги, ситуация будет растянута на многие-многие годы. Еще долго Boeing будет выкарабкиваться из этой сложной ситуации. То, что выкарабкается, — это однозначно, государство США обязательно поддержит Boeing, потому что как минимум это одна из трех крупнейших корпораций по оборонному заказу. Много для этого механизмов, начиная со скрытого субсидирования покупки и размещения больших заказов по двойному или тройному ценнику, как это было и ранее, то есть денег дадут. Но выбираться все равно Boeing будет долго, и самое печальное во всей этой истории, и самое тяжелое для Boeing — это удар по имиджу. Компания, которая многие годы имела репутацию стабильного, надежного производителя качественной авиатехники, сейчас вера в Boeing очень и очень сильно пошатнулась во всем мире».

По словам главы Boeing, корпорация оказалась в сложной ситуации из-за задержек в программах моделей 777 X и 767. Выпуск первой линейки отложен до 2026 года, а 767-е перестанут производить после исполнения последних заказов.

Boeing в любом случае выкарабкается — правительство США не даст корпорации сгинуть, говорит авиаэксперт Дмитрий Дрозденко:

— У Boeing мы последние годы, я бы сказал даже уже, если учитывать федеральное расследование, десятилетия наблюдаем проблему именно в большей степени управленческую, проблему менеджмента, проблему сращивания менеджмента с федеральными чиновниками, то есть коррупция. Это все в комплексе, потому что снижается и качество, и производительность, очень много-много различных проблем, которые есть в корпорации. С другой стороны, надо понимать, что Boeing — это системная корпорация, которая дает все равно большое количество рабочих мест, большое количество налоговых отчислений, создает технологии, что очень важно для самих США. Поэтому, несмотря на все эти кризисы, которые, конечно, приведут к большему падению производства и тому подобному, но я думаю, что американское правительство в итоге не допустит, чтобы Boeing накрылся медным тазом, потому что в этой ситуации на позицию № 1 в мире выходит Airbus.

— В этой цепочке событий, которая происходила в последнее время с Boeing, на ваш взгляд, что нанесло авиакомпании наибольший урон?

— Это длинная очень, на мой взгляд, цепочка событий, которая началась десятилетия назад, когда начали допускать именно снижение качества контроля, сертификации самих самолетов, что в итоге привело к авиакатастрофам. Веревочка разматывается, разматывается, но в какой-то момент она кончится. Дальше начались уже финансовые проблемы — отказы от покупки самолетов, разрыв контрактов. Дальше все это идет одно за одним.

Тем временем в США продолжается забастовка около 33 тысяч сотрудников Boeing. Сегодня в корпорации работают около 170 тысяч человек по всему миру.