Что значат для рынка санкции против Мосбиржи? В субботу истекает лицензия Минфина США на завершение операций с Мосбиржей и ее структурами. Это должно было произойти еще в августе, но срок перенесли. В последний день перед окончанием лицензии Казахстанская биржа решила разорвать все связи с Мосбиржей. Ждать ли еще сюрпризов?

Казахстанская биржа, как считают аналитики, с решением задержалась. Возможно, там ждали, что лицензию на работу с Мосбиржей все-таки продлят. Но основной эффект от санкций прошел еще летом, сразу после того как их ввели. Несколько стран ограничили возможность принятия средств из России, чтобы провести комплаенс. Прекратились торги долларом и евро, и не стало актуального биржевого курса, следить за рынком в режиме онлайн стало сложнее. Продолжает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:

Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «Ничего не изменится. Есть очень небольшое количество бумаг, которые чисто теоретически могли бы ходить между Казахстаном и Россией, Fix Price какой-нибудь, но, кажется, что объем этих операций был минимален. То, что касается проблем с обменом валют, да, они, в общем-то, уже давно и не велись в таком формате. То есть у нас практически нет точек пересечения с казахской биржей. Честно говоря, отношения и так были очень на невысоком уровне организации. Я не сомневаюсь, что так или иначе Московская биржа сохранит влияние и контроль над своим пакетом. Даже если он будет передан третьим лицам, каким-то независимым и так далее, я не думаю, что в реальности что-то изменится».

После того как торги долларом и евро прекратились официально, часть брокеров запустили внебиржевые торги. По оценке аналитиков, этот рынок может расшириться. Позиция регулятора по этому вопросу не так очевидна: ранее Центробанк высказался о том, что «биржи не должны превращаться в брокеров, и наоборот».

Сохраняется вопрос, что будет с торгами юанем, — сейчас они официально проводятся на Мосбирже, как и раньше. Аналитики полагают, что санкционной фурии валюта может избежать — инфраструктура торгов выстроена так, чтобы заранее избежать возможных рисков.

Но санкции могут дойти до небольших депозитариев, считает партнер и директор по инвестициям компании CB partnership Иван Сергеев:

Иван Сергеев партнер и директор по инвестициям компании CB partnership «У некоторых российских компаний сохранились еще ГРП-программы, это такие компании, как «Норильский никель», «Роснефть», «Новатэк». Они перевели свои расписки в люксембургский депозитарий, который сейчас по заявкам инвесторов дает расконвертировать из депозитарных расписок в акции, которые там торгуются на Московской бирже. Здесь как раз таки могут некоторые проблемы случиться, потому что механизм поставки бумаг с европейского депозитария на Московскую биржу, по сути, будет таким санкционным процессом, как бы может повлечь на люксембургского, вот этого контрагента вторичные санкции. У нас в России остались депозитарии, которые имеют мост с Euroclear, но вот как раз таки вне зависимости от того, что там капитала Московской биржи нету, то есть Московская биржа не является акционером этих компаний. Но тем не менее, возможно, после окончательного попадания в SDN-список, по истечении вот этого льготного периода эти контрагенты, которые ранее имели мост с Euroclear, на вполне себе законных основаниях сейчас могут пострадать и по такому страновому признаку, что они находятся на территории России».

Негатив из-за санкций может дойти до Мосбиржи косвенно, считают эксперты, — меньше инвесторов захотят участвовать в торгах. И снижение их объема уже заметил старший персональный брокер «БКС Мир инвестиций» Александр Бартенев:

Александр Бартенев старший персональный брокер «БКС Мир инвестиций» «Могу привести пример с точки зрения торгов. В мае в среднем, в апреле я замечал объемы на торговой сессии приблизительно по фондовой секции 80-90 млрд рублей. На сегодня у нас наторговано 28 млрд. То есть мы существенно скорректировались в объемах торгов. По ощущениям оборот упал вдвое за полгода».

К тому же в стране формально продолжается процесс обмена замороженными активами с иностранными инвесторами. Правда, есть ли у него реальное будущее — не совсем понятно. Business FM направила запрос в Инвестпалату, которая организует обмен. На момент публикации материала ответа не последовало.