ФАС считает наценки на хлеб в крупных торговых сетях очень высокими
В некоторых случаях наценка превышает 100%, рассказал глава службы. Опрошенные Business FM эксперты сомневаются в том, что критика ФАС в отношении действий ретейлеров конкретно в этой категории товаров оправданна
Читать на полной версииВ крупных торговых сетях средняя наценка на хлеб достигает 60%. Это превышает приемлемый для социально значимых товаров уровень, заявил глава ФАС Максим Шаскольский в кулуарах III Всероссийской конференции в сфере госзакупок.
По словам Шаскольского, ведомство еще ведет работу по анализу рынка. Однако в ряде случаев наценка сетей на наиболее востребованный населением хлеб превышает 100%. Он отметил: тезис ретейлеров о том, что по ряду позиций наценки на хлебобулочные изделия снижены до 5-10%, является несостоятельным.
Размер наценки, по словам Шаскольского, приведен по итогам анализа цен на хлеб в сетях «Дикси», «Пятерочка», «Перекресток» и «Магнит».
В этих торговых сетях аналитики не замечали значительного роста цен на хлебобулочные изделия, рассказывает управляющий партнер Agro and Food communications Илья Березнюк:
— Здесь нужно уточнять, какие сети, в каких регионах.
— Какой должна быть наценка на социально значимые продукты по закону?
— По закону о торговле правительство имеет возможность в случае необходимости вводить определенные пороги наценки. Что-то приблизительно подобное мы видели в ситуации с сахаром, подсолнечным маслом несколько лет назад, но в итоге рынок стабилизировался, и данное решение отменили. По остальным категориям товаров в последние десять лет правительство не прибегало к такому способу регулирования. Что касается наценки на социально значимые товары, она, безусловно, везде разная, у всех сетей свои операционные расходы, свои объемы. То есть масштабы самой торговой сети влияют и на наценки на те или иные группы товаров, а конкуренция в этом сегменте достаточно жесткая за последние несколько лет: если мы говорим о региональных сетях, с рынка ушли порядка 35-40% торговых сетей, которые с экономической точки зрения не смогли выдержать конкуренцию со своими соседями. Поэтому каких-то жестких ограничений в наценке нет, но все прекрасно понимают, что сети ориентируются на покупательную способность населения. В хлебобулочном сегменте крайне резких повышений цены в последнее время мы, по крайней мере, не отмечали.
В конце сентября ФАС сообщала, что приступила к анализу ценообразования за первые восемь месяцев года на ряд социально значимых продуктов, в том числе на хлеб. Помимо сетей массмаркета, служба направляла запросы в «Зельгрос» и «Азбуку вкуса».
В каждой торговой сети своя наценка, которая складывается из разных факторов. Однако на базовые продукты магазинная наценка всегда минимальна, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров:
В беседе с журналистами Максим Шаскольский также прокомментировал намерение ФАС распространить практику заключения соглашений о сдерживании цен на все продовольственные и непродовольственные товары. Он отметил, что региональные торговые сети и поставщики по договоренности с регуляторами смогут сами фиксировать максимальные цены на эти товары.
Также в сентябре в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий введение предельных торговых наценок на отдельные виды продовольствия. Среди них мясо, рыба, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, крупы, овощи и хлеб. Предполагалось, что на них будут устанавливать торговые наценки в 5% для оптовиков и 15% для розницы.