В крупных торговых сетях средняя наценка на хлеб достигает 60%. Это превышает приемлемый для социально значимых товаров уровень, заявил глава ФАС Максим Шаскольский в кулуарах III Всероссийской конференции в сфере госзакупок.

По словам Шаскольского, ведомство еще ведет работу по анализу рынка. Однако в ряде случаев наценка сетей на наиболее востребованный населением хлеб превышает 100%. Он отметил: тезис ретейлеров о том, что по ряду позиций наценки на хлебобулочные изделия снижены до 5-10%, является несостоятельным.

Размер наценки, по словам Шаскольского, приведен по итогам анализа цен на хлеб в сетях «Дикси», «Пятерочка», «Перекресток» и «Магнит».

В этих торговых сетях аналитики не замечали значительного роста цен на хлебобулочные изделия, рассказывает управляющий партнер Agro and Food communications Илья Березнюк:

— Здесь нужно уточнять, какие сети, в каких регионах.

— Какой должна быть наценка на социально значимые продукты по закону?

— По закону о торговле правительство имеет возможность в случае необходимости вводить определенные пороги наценки. Что-то приблизительно подобное мы видели в ситуации с сахаром, подсолнечным маслом несколько лет назад, но в итоге рынок стабилизировался, и данное решение отменили. По остальным категориям товаров в последние десять лет правительство не прибегало к такому способу регулирования. Что касается наценки на социально значимые товары, она, безусловно, везде разная, у всех сетей свои операционные расходы, свои объемы. То есть масштабы самой торговой сети влияют и на наценки на те или иные группы товаров, а конкуренция в этом сегменте достаточно жесткая за последние несколько лет: если мы говорим о региональных сетях, с рынка ушли порядка 35-40% торговых сетей, которые с экономической точки зрения не смогли выдержать конкуренцию со своими соседями. Поэтому каких-то жестких ограничений в наценке нет, но все прекрасно понимают, что сети ориентируются на покупательную способность населения. В хлебобулочном сегменте крайне резких повышений цены в последнее время мы, по крайней мере, не отмечали.

В конце сентября ФАС сообщала, что приступила к анализу ценообразования за первые восемь месяцев года на ряд социально значимых продуктов, в том числе на хлеб. Помимо сетей массмаркета, служба направляла запросы в «Зельгрос» и «Азбуку вкуса».

В каждой торговой сети своя наценка, которая складывается из разных факторов. Однако на базовые продукты магазинная наценка всегда минимальна, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров:

Михаил Бурмистров генеральный директор «Infoline-аналитики» «Цифры, которые привела ФАС, мне кажется, либо каким-то образом вырваны из контекста, либо мы говорим о каких-то не совсем понятных подкатегориях или булочной категории. Оценка включает всю совокупность издержек торговых сетей: это логистика, это работа магазинов, это амортизация и так далее. Что касается чистой прибыли ретейлеров, мы видим, что уровень этой чистой прибыли 1-2,5% по всему товарному миксу. При этом в торговых сетях действует следующая логика: на товары базовых, основных категорий — хлеб, яйца, молоко — как правило, наценка самая низкая, более высокая наценка на дорогостоящие товары, то есть на кондитерские изделия или на икру. ФАС эту наценку на самом деле очень хорошо понимает. ФАС, Минпромторг постоянно на связи с крупнейшими торговыми сетями, информация им доступна. Поэтому, честно говоря, сообщение Федеральной антимонопольной службы вызывает вопросы, потому что ранее мы видели цифры что от Минпромторга, что от ФАС, согласно которым наценки на социально значимые товары сильно ниже, это были те данные, которые давала Федеральная антимонопольная служба, то есть даже не сами ретейлеры».

В беседе с журналистами Максим Шаскольский также прокомментировал намерение ФАС распространить практику заключения соглашений о сдерживании цен на все продовольственные и непродовольственные товары. Он отметил, что региональные торговые сети и поставщики по договоренности с регуляторами смогут сами фиксировать максимальные цены на эти товары.

Также в сентябре в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий введение предельных торговых наценок на отдельные виды продовольствия. Среди них мясо, рыба, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, крупы, овощи и хлеб. Предполагалось, что на них будут устанавливать торговые наценки в 5% для оптовиков и 15% для розницы.