Застройщикам Москвы и Подмосковья позволят размещать меньше парковок в новостройках. Это новые нормативы, которые власти пока только планируют внедрить, пишет «Коммерсантъ». По подсчетам, парковочных мест у новых домов станет меньше на 20%. Это часть программы властей по мотивированию москвичей отказываться от личных автомобилей. Но стало ли машин меньше?

Проект Москомархитектуры предлагает новый метод расчета парковок — старые действуют с 2015 года. Если опустить все сложные уравнения, итог такой — девелоперам позволят делать на 20% парковок меньше, чем сейчас. Схожие меры предлагаются в Подмосковье, где все последние годы строят так называемые «человейники» и где машины уже давно паркуют в три ряда. По новым правилам будет 320 машиномест на 1000 жильцов. Хорошая мера для застройщиков — меньше парковок — меньше затрат, больше места для нового жилья. Главное, чтобы не обязали расширять подземные паркинги, говорит директор по девелопменту Galaxy Group Григорий Длуги:

Григорий Длуги директор по девелопменту Galaxy Group «Вопрос с паркингом для любого мегаполиса это всегда болезненный вопрос. В строительстве, особенно если речь идет о больше чем «минус один» уровень, понятно, что чем глубже ты уходишь в землю, тем дороже у тебя стоимость квадратного метра строительства. То есть подземка очень сильно влияет на показатели общие стоимости объекта. Тренд в Москве идет, конечно же, на уменьшение потока машин, особенно в центре. Какое-то время тому назад город обсуждал возможность передачи застройщикам-операторам земельных участков безвозмездно под строительство паркингов (подземных, надземных, не имеет значения). Вопрос в целесообразности финансовой таких инициатив».

Машино-места в Москве за год выросли в цене почти на 20%, средняя стоимость достигла 3,5 млн рублей. По данным Росреестра, цены на машино-места в новостройках могут доходить и до 30 млн рублей. В моде двухэтажные ярусы, позволяющие на одном машино-месте парковать сразу два автомобиля — это позволяет сэкономить до 2 млн рублей — подъемник на два слота стоит около 500 тысяч. Дойдем до того, что жилье в новостройках в столичном регионе будут брать только пешеходы, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов:

Петр Шкуматов координатор движения «Синие ведерки» «Я полагаю, что цена парковочных мест во вновь построенных домах будет расти. У нас есть рыночное равновесие — то есть если автомобилисты покупают квартиры вот в таких домах, где нет парковок, то это означает, что они готовы платить ежемесячно 20 тысяч, в некоторых жилых комплексах и 30 тысяч рублей за парковочное место. Ну если человек, допустим, готов выкладывать ежемесячно за хранение своего автомобиля такие деньги, ну это его добрая воля, пожалуйста. Никто никого насильно за руку не ведет покупать квартиры вот в этих новых домах».

Ограничение парковок укладывается в общую стратегию Москвы по выдавливанию личных автомобилей из столицы. Сужение дорог, появление велодорожек и выделенных полос для автобусов и такси, расширение зон платных парковок — они уже давно вышли за пределы Садового кольца. Однако свежая статистика «Автостата» говорит, что с начала года парк Москвы перевалил за четыре млн легковых автомобилей. Неужели стратегия не работает? Здесь, скорее, следует говорить не о политике выдавливания машин, а о политике сдерживания роста автопарка, разъясняет партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:

Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Политика Москвы работает, во всяком случае, темпы увеличения московского парка уже не такие, как были 10-15 лет назад. В общем, человек, который в Москве сейчас приобретает автомобиль, он уже не просто покупает, потому что ему очень хочется. Он покупает с оглядкой на то, что, а где его хранить, где его ставить, куда на нем ездить. В Москве, в первом городе в России, четко обозначилась тенденция отказа от второго автомобиля в семье. Поездки в основном маятниковые в центр, из центра сейчас происходят все-таки не на автомобиле, а на общественном транспорте. Стабилизация уже практически наступила. За год количество автомобилей увеличилось в Москве на 50 тысяч автомобилей, чуть больше. Куплено-то в Москве гораздо больше автомобилей, но старый парк вымывается».

Чтобы уложиться в объявленный принцип нулевой терпимости к смертности на дорогах, эксперты, общественники и депутаты тут и там звучат озвучивают свои одиозные предложения.

Среди них — запрет скоростных авто в центре Москвы, ограничения скорости до 50 километров в час, даже плата за въезд в столицу на личном авто. Но все это пока очень отдаленная перспектива и вряд ли вообще реализуемая.