Бизнесу предложили профинансировать строительство ВСМ
Речь идет о крупнейших компаниях-грузоотправителях. Взамен им предложат ряд преференций, например дивиденды и приоритет при провозе грузов. Насколько это может быть интересно бизнесу?
Читать на полной версииБизнесу предложили поучаствовать в финансировании высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Петербург. Речь идет о крупнейших компаниях-грузоотправителях — предполагается, что на них придется почти 6%, или 19 млрд рублей, уставного капитала АО «УК ВСМ Две столицы», пишет газета «Коммерсантъ». Им предложат ряд преференций, например дивиденды и приоритет при провозе грузов.
Контролирующим акционером, согласно данным издания, должно стать ГУП «Московский метрополитен» с долей в АО, составляющей почти 52%, то есть около 170 млрд рублей. Также планируется привлечь ОАО «РЖД» — почти на 27%, или 88 млрд рублей, и вложения регионов — на 15,5%, или 51 млрд рублей.
В Минтрансе отмечали, что доля Москвы закреплена на уровне не менее 150 млрд рублей. Инициативу и данные комментирует заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков:
Кирилл Янков заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, председатель Союза пассажиров России «Предложение компаниям-грузоотправителям явно базируется на том, что в федеральном бюджете нет денег на постройку высокоскоростной магистрали. По всему мировому опыту такие магистрали не строятся чисто на коммерческой основе, потому что капитальные вложения в высокоскоростные магистрали нигде и никогда не окупаются и не окупятся. Бюджет дефицитный, и мы видим желание как-то с миру по нитке, с бору по сосенке, у тех структур, у которых можно это взять, собрать деньги на строительство высокоскоростной магистрали. Вас не удивляет, что основным акционером становится Московский метрополитен? Где метрополитен и где высокоскоростная магистраль, ВСМ, не очень понятно. Это желание сделать, чтобы Москва вложила деньги, видимо, Петербург в меньшем объеме, желание взять деньги с Тверской и Новгородской областей, конечно, тоже есть, но я сомневаюсь, что с них много возьмешь. Теперь хотят взять с грузоотправителей. Логика такая: после строительства ВСМ грузы быстрее поедут в порты северо-запада. С одной стороны, логика есть, с другой, я хочу огорчить грузоотправителей, не высвободится основной вход, потому что пригородная зона Москвы и в меньшей степени пригородная зона Петербурга все равно заняты пригородными поездами, и когда уйдут «Сапсаны», то пригородные поезда не просто останутся, их надо сделать больше. Поэтому расчеты на то, что можно будет сильно увеличить грузоперевозки, мне непонятны. Второе обстоятельство состоит в том, что нет четкого правового механизма преференций по отправке в обмен на инвестиции. Эти механизмы обсуждаются уже много лет, но ни разу это не дошло до реалий. Тут много мелких подводных камней, как прописать эту приоритетную отправку. Тем более прописать ее юридически обязывающе на период, который начнется не раньше, чем через пять лет, а раньше, чем через пять лет ВСМ не поедет. Прописать юридически обязывающие формулировки не получается во многом потому, что неизвестно будет, какие и куда будут грузопотоки после 2029 года».
Ожидается, что ВСМ увеличит провозную способность направления, предположительно, до 220 млн тонн к 2030 году. Таким образом, акционеры могут рассчитывать на приоритетные 30 млн тонн. Что касается дивидендов, то предполагается, что с 2045-го по 2064 год акционеры АО суммарно получат почти 10,5 трлн рублей, или около 600 млрд рублей на долю одной компании.
Среди рассматриваемых партнеров значатся «Роснефть», «Новатэк», «Лукойл», «Уралкалий», «Еврохим», «Фосагро» и другие компании нефтегазового, горно-металлургического и химического секторов. Насколько это может быть интересно бизнесу? Говорит независимый финансовый эксперт, инвестор Максим Ульянов:
Максим Ульянов независимый финансовый эксперт, инвестор «Я уверен, что большое количество компаний, начиная от тех же угольщиков, химиков и прочих товарищей, которые везут свои грузы в порты либо питерские, либо дальше на север, могли бы быть теоретически заинтересованы в этом. Но мне кажется, что главная проблема текущего предложения со стороны правительства и РЖД заключается в сложной просчитываемости окупаемости инвестиций. Мы видим странное, в моем понимании, предложение приобрести долю, причем небольшую, которая не будет нести за собой возможности контроля и влияния на решения, связанные с происходящим на этом объекте, с неочевидными экономическими эффектами от этой доли в будущем. Поэтому мне кажется, что теоретически многие компании хотели бы получить лучшие тарифы либо преференции по перевозке грузов, но текущее предложение выглядит очень рискованным в части высокой степени его неопределенности для тех, кто решится проинвестировать. То есть траты понятны, а вообще, достроят эту магистраль, что будет к этому моменту, остаются в воздухе эти вопросы. И выглядит долгосрочной инвестицией, которую в текущих условиях высокой экономической волатильности я бы оценивал как слишком рискованную».
Минфин оценил стоимость ВСМ в 1,8 трлн рублей, проект включили в перечень самоокупаемых. Протяженность планирующейся магистрали Москва — Петербург составит 679 километров, а время в пути по ней — 2 часа 15 минут с 16 остановками. Предполагается, что проезд будет стоить 10 тысяч рублей. Первые поезда по высокоскоростному маршруту планируют запустить к 2028 году.