Обновлено в 22:28

Появился новый механизм трансграничных расчетов, о создании которого заявил Промсвязьбанк. Платформа, как заявляет банк в релизе, обеспечит «своевременное и бесперебойное исполнение» всех платежей по внешнеторговым контрактам российских компаний.

Промсвязьбанк называет механизм уникальным. Расчеты будут проходить с контрагентами из любой страны с использованием инструментов финансового рынка, посредником выступит специально созданная компания А7. Таким образом, механизм поддержит торговых партнеров в условиях антироссийского санкционного давления, заключает банк.

О том, станет ли новый способ расчетов панацеей, рассуждает инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета Сергей Суверов:

Сергей СуверовСергей Суверов инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета «Хорошо, что Промсвязьбанк пытается найти механизм, как облегчить трансграничные расчеты между внешнеторговыми партнерами России, это больное место сейчас как для экспортеров, так и для импортеров. Уникальность схемы Промсвязьбанка, как я понимаю, заключается в том, что будут использованы инструменты финансового рынка для расчетов, но каких-то подробностей сам банк не приводит. Кроме того, будет создана специальная компания, возможно, дочерняя компания Промсвязьбанка, которая также может быть объектом санкционного давления, потому что понятно, что санкции могут распространяться не только на банк, но и на аффилированные с ним структуры. Пока рано говорить об эффективности этой схемы, я думаю, что должно пройти какое-то время, чтобы рынок убедился в эффективности этой схемы и расчетов, поэтому схема должна пройти проверку временем. Но нельзя полностью исключать, что Промсвязьбанк пытается создать некоторый пиар-эффект от этой новости для привлечения дополнительной клиентуры. Думаю, что если схема наберет популярность, то уже в течение месяца-двух она может привлечь внимание Запада и на нее так же могут быть наложены санкции. Поэтому говорить, что эта схема полностью лишена санкционных рисков, мне кажется, достаточно нелогично. Такие же схемы могут создать и другие банки, особенно те, которые не находятся под санкциями, для них это проще сделать».

Подробностей о полной цепочке трансграничных расчетов Промсвязьбанк не приводит, но на основе публичных данных можно сделать вывод, что главным элементом схемы станет именно новая компания-посредник. Теперь вопрос в том, как быстро на это юрлицо наложат санкции, говорит директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:

Александр Тимофеев	Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «Проблема трансграничных расчетов сейчас заключается не в том, что из России останавливают все платежи или невозможно платить в России. Проблема в том, что банки-корреспонденты сейчас внимательно смотрят кто, за что и откуда платит. Дело не в том, что условные китайцы или турки в принципе не хотят работать или зарабатывать на России, они хотят проводить комплаенс такого уровня, чтобы обезопасить себя от вторичных санкций. На данный момент ПСБ не раскрывает, в чем уникальность предложения, но кажется, что мы такое уже много раз видели последние несколько лет. Речь идет о том, что ПСБ просто создал абсолютно неаффилированную и независимую дочернюю компанию, которая первое время просто будет не попадать на радары и отсутствовать у всех в санкционных списках. При проведении расчетов с ней не будет формальных оснований, чтобы применить те или иные механизмы санкционного давления. Другой вопрос в том, что я сильно сомневаюсь, что здесь можно настроить бесперебойную систему расчетов, которая бы проработала минимально долгий срок, потому что смысл санкций не в том, чтобы формально закрыть бизнес ПСБ, или Сбербанку, или ВТБ, смысл санкций в том, чтобы оказать воздействие на конечные конкретные компании и отрасли. На первые операции первое время понятно, что западные коллеги просто не разберутся в том, чем занимается компания А7. Сам факт, что они это так открыто обсуждают, притом что никакой инфраструктурной инновации, кроме создания нового юрлица, скорее всего, там нет, свидетельствует, что это просто еще одна временная схема и весь смысл ее в том, чтобы наплодить новое количество контрагентов и надеяться, что Запад долгое время их не увидит или не захочет их видеть».

Business FM поговорила с импортерами о том, что они думают о новой схеме проведения платежей и какие еще предложения от банков они получают.

Директор компании «Полюс» Андрей Рысев:

— Никакой конкретики, может быть, какое-то ноу-хау, поэтому банк не хочет его раскрывать. Допускаю, что в отдельных юрисдикциях есть компании, которые обналичивают какую-нибудь криптовалюту, может быть, не обналичивают, а официально выводят, переводят, и за счет этого прокси-платежи. Сейчас есть предложение от ВТБ, Металлинвестбанка, которые проводят платежи, Металлинвестбанк вообще проводит нормально платежи. Поэтому вопрос в комиссиях, Металлинвестбанк берет сейчас 5% с учетом спреда на покупку юаня на бирже. Раньше это было все гораздо дешевле. Что будет у Промсвязьбанка — вопрос.

— Какая сейчас ситуация с платежами?

— Проблемы есть. Платежи возвращаются, особенно за санкционные товары. Просто нужно подбирать связку банков, тогда платеж проходит. Наши банки просто заранее проводят прескоринг платежа, понимают, пройдет он или нет. Могут сразу сказать, что он не пройдет. И у меня санкционные товары попали в последний пакет американских санкций, но вроде платим, деньги проходят, пока по крайней мере. Последний пакет — это сентябрьский.

***

Исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин:

«Сегодня ситуация с платежами достаточно сложная после ухода «Райффайзена». Сложная, но не безнадежная. Свои обязательства перед нашими контрагентами за рубежом мы выполняем, но это дороже и сложнее, чем это было ранее. Естественно, не добавляет еще оптимизма то, что курс валюты подрос. Что касается нового инструмента, тут больше вопросов, чем ответов или комментариев, потому что нам как участнику международной торговли, на которую накладываются определенные нормативные рамки, важно, чтобы этот платеж можно было учесть при таможенном оформлении, чтобы все билось с механизмом и с правилами по поводу паспортов сделки. У меня много предположений, как это может быть организовано, но надо, чтобы они конкретно рассказали, что это».

***

Гендиректор Holding Finance Broker Татьяна Кулябина:

«Сейчас банки пытаются активно делать предложения и импортерам, и экспортерам. Самое главное — стоимость продукта, потому что сегодня это очень сильно увеличивает себестоимость ввозимых товаров и вывозимых товаров из России. Наша компания до сих пор пользуется ВТБ — «ВТБ Шанхай», но, конечно, стоимость данного продукта высока, и мы ищем постоянно что-то новое. «ВТБ Шанхай» работает очень активно, оперативно, все доходит быстро, нет никаких проблем, но себестоимость очень высокая. Если говорить о каких-то миллионных оплатах, она ложится на продукт, то есть если фрахт стоит порядка 9 тысяч, чтобы отправить деньги своему партнеру, китайцу, мы должны заплатить плюс еще 4,4%, чтобы наш партнер эти деньги получил. Вот, пожалуйста, на ровном месте увеличение логистической услуги. Альтернатив на сегодня нет, это же должно быть очень безопасно, это же хождение больших денег. Если есть альтернатива, которая стоит на порядок дешевле, я к этому отношусь скептически, потому что чудес не бывает. И если выходит какой-то игрок с каким-то минимальным предложением, я почему-то сразу думаю, что это какие-то мошеннические схемы».

Самые серьезные проблемы у российских экспортеров наблюдаются с платежами в Китай. Сбои в расчетах между Россией и Китаем продолжаются еще с конца прошлого года, когда президент США разрешил американскому Минфину в упрощенном порядке наказывать любые банки, включая иностранные, которые нарушают санкционный режим. Тогда китайские банки, опасаясь вторичных санкций, стали задерживать или вообще отклонять платежи, связанные с Россией.