Промсвязьбанк предлагает новый механизм трансграничных расчетов
Банк называет механизм уникальным. Расчеты будут проходить с контрагентами из любой страны с использованием инструментов финансового рынка, каких именно, не уточняется. Сколько будет работать такой механизм, пока на него не наложат очередные санкции?
Читать на полной версииОбновлено в 22:28
Появился новый механизм трансграничных расчетов, о создании которого заявил Промсвязьбанк. Платформа, как заявляет банк в релизе, обеспечит «своевременное и бесперебойное исполнение» всех платежей по внешнеторговым контрактам российских компаний.
Промсвязьбанк называет механизм уникальным. Расчеты будут проходить с контрагентами из любой страны с использованием инструментов финансового рынка, посредником выступит специально созданная компания А7. Таким образом, механизм поддержит торговых партнеров в условиях антироссийского санкционного давления, заключает банк.
О том, станет ли новый способ расчетов панацеей, рассуждает инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета Сергей Суверов:
Подробностей о полной цепочке трансграничных расчетов Промсвязьбанк не приводит, но на основе публичных данных можно сделать вывод, что главным элементом схемы станет именно новая компания-посредник. Теперь вопрос в том, как быстро на это юрлицо наложат санкции, говорит директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:
Business FM поговорила с импортерами о том, что они думают о новой схеме проведения платежей и какие еще предложения от банков они получают.
Директор компании «Полюс» Андрей Рысев:
— Никакой конкретики, может быть, какое-то ноу-хау, поэтому банк не хочет его раскрывать. Допускаю, что в отдельных юрисдикциях есть компании, которые обналичивают какую-нибудь криптовалюту, может быть, не обналичивают, а официально выводят, переводят, и за счет этого прокси-платежи. Сейчас есть предложение от ВТБ, Металлинвестбанка, которые проводят платежи, Металлинвестбанк вообще проводит нормально платежи. Поэтому вопрос в комиссиях, Металлинвестбанк берет сейчас 5% с учетом спреда на покупку юаня на бирже. Раньше это было все гораздо дешевле. Что будет у Промсвязьбанка — вопрос.
— Какая сейчас ситуация с платежами?
— Проблемы есть. Платежи возвращаются, особенно за санкционные товары. Просто нужно подбирать связку банков, тогда платеж проходит. Наши банки просто заранее проводят прескоринг платежа, понимают, пройдет он или нет. Могут сразу сказать, что он не пройдет. И у меня санкционные товары попали в последний пакет американских санкций, но вроде платим, деньги проходят, пока по крайней мере. Последний пакет — это сентябрьский.
***
Исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин:
«Сегодня ситуация с платежами достаточно сложная после ухода «Райффайзена». Сложная, но не безнадежная. Свои обязательства перед нашими контрагентами за рубежом мы выполняем, но это дороже и сложнее, чем это было ранее. Естественно, не добавляет еще оптимизма то, что курс валюты подрос. Что касается нового инструмента, тут больше вопросов, чем ответов или комментариев, потому что нам как участнику международной торговли, на которую накладываются определенные нормативные рамки, важно, чтобы этот платеж можно было учесть при таможенном оформлении, чтобы все билось с механизмом и с правилами по поводу паспортов сделки. У меня много предположений, как это может быть организовано, но надо, чтобы они конкретно рассказали, что это».
***
Гендиректор Holding Finance Broker Татьяна Кулябина:
«Сейчас банки пытаются активно делать предложения и импортерам, и экспортерам. Самое главное — стоимость продукта, потому что сегодня это очень сильно увеличивает себестоимость ввозимых товаров и вывозимых товаров из России. Наша компания до сих пор пользуется ВТБ — «ВТБ Шанхай», но, конечно, стоимость данного продукта высока, и мы ищем постоянно что-то новое. «ВТБ Шанхай» работает очень активно, оперативно, все доходит быстро, нет никаких проблем, но себестоимость очень высокая. Если говорить о каких-то миллионных оплатах, она ложится на продукт, то есть если фрахт стоит порядка 9 тысяч, чтобы отправить деньги своему партнеру, китайцу, мы должны заплатить плюс еще 4,4%, чтобы наш партнер эти деньги получил. Вот, пожалуйста, на ровном месте увеличение логистической услуги. Альтернатив на сегодня нет, это же должно быть очень безопасно, это же хождение больших денег. Если есть альтернатива, которая стоит на порядок дешевле, я к этому отношусь скептически, потому что чудес не бывает. И если выходит какой-то игрок с каким-то минимальным предложением, я почему-то сразу думаю, что это какие-то мошеннические схемы».
Самые серьезные проблемы у российских экспортеров наблюдаются с платежами в Китай. Сбои в расчетах между Россией и Китаем продолжаются еще с конца прошлого года, когда президент США разрешил американскому Минфину в упрощенном порядке наказывать любые банки, включая иностранные, которые нарушают санкционный режим. Тогда китайские банки, опасаясь вторичных санкций, стали задерживать или вообще отклонять платежи, связанные с Россией.