РСПП попросит правительство признать долги безнадежными из-за санкций
Это касается случаев, когда по ним нельзя исполнить обязательства из-за санкций, узнал Forbes. Тогда компании смогут списать их в качестве расходов, уменьшив налогооблагаемую базу
Читать на полной версииБизнес намерен попросить признать безнадежными непокрываемые из-за санкций долги. В Российском союзе промышленников и предпринимателей предлагают внести в Налоговый кодекс положение о признании безнадежными долгов иностранных контрагентов перед российскими компаниями, если исполнить обязательства по ним невозможно из-за введенных санкций. Об этом пишет Forbes со ссылкой на соответствующее письмо на имя премьера Михаила Мишустина.
В частности, речь идет о случаях, когда контрагент зарегистрирован в юрисдикции, присоединившейся к санкциям, или санкции введены непосредственно против российского налогоплательщика или его взаимозависимых лиц.
О своевременности и необходимости введения подобной меры говорит адвокат, партнер адвокатского бюро Forward Legal Григорий Нистратов:
Григорий Нистратов адвокат, партнер адвокатского бюро Forward Legal «Очень своевременная и нужная инициатива, потому что проблема действительно существует и касается почти всех участников внешнеэкономической деятельности, которые работали с контрагентами из недружественных стран. В законе нет специального основания, которое бы позволило списывать задолженность в случаях, когда российский экспортер отправил товар и не получил за него расчет, или импортер отправил аванс, а взамен не получил товар, и еще аванс ему не возвращают. То есть денег или имущества ты лишился, а учесть в составе убытков соответствующие потери ты не можешь. И классическим основанием является истечение срока исковой давности. Ждать три года кажется в текущих условиях несправедливым, и ты точно понимаешь, что обязательство не будет исполнено иностранными партнерами. Три года исковой давности только по российскому праву, во внешнеэкономических контрактах применимым правом часто является иностранное право, и сроки исковой давности другие, могут быть шесть лет, как в Англии, или достигать 10 или даже 30 лет, как во Франции. За истечением срока исковой давности не дождешься основания по российскому Налоговому кодексу, когда можно будет списать задолженность. Тактика с пропуском исковой давности создает еще для руководства российских организаций большие риски. Ведь если не принимать меры по взысканию задолженности, можно пропустить срок исковой давности, и тогда существует риск того, что акционеры, участники твоей компании или кредиторы в банкротстве взыщут убытки с директора, который не предпринял необходимые меры по взысканию просроченной дебиторки. Для российских компаний остается только судебный путь, если сильные российские компании с ресурсами могут позволить себе судиться, то небольшие участники не могут, поэтому они даже в большей степени являются пострадавшими в текущей ситуации, чем крупный российский бизнес. На самом деле это заблуждение, что судебные перспективы в недружественных странах полностью отсутствуют, есть сложности, но они всегда преодолеваемые, уже потом исполнить судебное решение, не важно российское или иностранное, не всегда просто».
О плюсах и минусах возможного нововведения рассуждает председатель московской коллегии адвокатов «Фокин и партнеры» Владимир Фокин:
— С налоговыми всегда вычетами, льготами, опциями и так далее параллельно идет вопрос о злоупотреблениях, чтобы не получалось так, что это были бы подарки зарубежным компаниям. Поэтому первое, что должно быть реализовано, это неукоснительное соблюдение принципа добросовестности. Здесь правило простое: если платежи были сделаны до введения санкций, тогда компания не знала, не могла предполагать, что зарубежные государства введут эти санкции. Если уже платежи были сделаны после введения санкций, очевидно, что это неосмотрительность, и компания, по идее, должна уже терять это право принять такие расходы на убытки. Второе — здесь имеет смысл рассмотреть еще такую конструкцию, что, если компания воспользуется таким правом и, по сути дела, признает задолженность нереальной к взысканию, то чтобы это не было подарком, может быть, изучить механизм выкупа долгов этих государством у коммерческих компаний. То есть как скоро государство дарует возможность учесть эти расходы на убытки, то есть уменьшить налогооблагаемую базу, у государства гораздо больше рычагов воздействия уже на зарубежных партнеров. Имеет смысл этот механизм изучить. Он не очень прост, но в современных условиях может быть использован, и тогда государство сможет аккумулировать уже в виде встречных требований, это будут не разрозненные требования разных коммерческих компаний, а будет аккумулироваться в один большой долг перед РФ, а уж дальше политики найдут, как его использовать. Государство против государства — уже шансы намного выше.
— Насколько велики риски того, что бизнес будет злоупотреблять этими возможностями?
— Не сказать, что сейчас начнут злоупотреблять, если только Налоговый кодекс взять, тогда эти вопросы возникают, но у нас еще Уголовный кодекс есть, он действует параллельно в отношении валютных операций, поэтому нет, я не вижу оснований для злоупотреблений, потому что всегда вслед за налоговым инспектором постучится следователь, и разговор будет уже совсем другой.
Учитывая увеличение ставки налога на прибыль с 1 января 2025 года с 20% до 25%, эксперты отмечают актуальность предложения РСПП. Компании платят налог исходя из той прибыли, что прописана в документах, которые, учитывая ситуацию, в действительности имеют расхождения с реальностью.