Минцифры разработало законопроект о запрете анонимного рекламного обзвона. Также, согласно ему, компании могут обязать предоставлять операторам сведения о себе и целях звонков. Операторам, в свою очередь, звонки предлагают маркировать, чтобы источник определялся на телефоне. В случае если компания откажется предоставить данные, вызов будет блокироваться.

Сами абоненты смогут либо отказаться от массовых обзвонов, либо разрешить звонки только для некоторых компаний. О разработке законопроекта и намерении Минцифры запретить рекламные обзвоны стало известно еще в апреле. Там отметили, что зачастую они проводятся роботами и уже создают у абонентов «очень напряженное» отношение к входящим звонкам.

Комментирует главный редактор Vilianov.com Сергей Вильянов:

Сергей Вильянов главный редактор Vilianov.com «Данная инициатива фиксирует то, что давно уже есть на самом деле, потому что обзвоны можно было заказывать у независимых кол-центров, а можно было у самих операторов, и уже, наверное, минимум пару лет звонки от кол-центров в телефоне не всегда доходят до абонентов, блокируются на стадии дозвона. И если какой-то компании хочется дозвониться, то нужно обращаться к оператору, это стоит несколько дороже, раза в два, чем у кол-центра, зато происходит надежный дозвон. Таким образом, данная инициатива просто фиксирует имеющее место положение дел. Разумеется, первые дозвоны пройдут, может быть, 100 звонков, 200, а 300-400 уже не пройдут. Есть еще инициатива по ограничению количества номеров на физлицо, то есть раньше можно было купить 500 номеров, зарядить их и обзванивать, пока все не заблокируются. Сейчас это стало несколько сложнее, в конечном итоге выгоднее будет обращаться напрямую к оператору, чем эти технические инновации внедрить. Я думаю, что после того, как произойдет окончательно, будут попытки дозваниваться через соцсети, через контакты, через мессенджеры, до поры можно как-то пользоваться, но придет и их черед».

Для рекламного рынка мера положительная, считает директор по разработкам и исследованиям коммуникационного агентства КРОС Ксения Касьянова:

Ксения Касьянова директор по разработкам и исследованиям коммуникационного агентства КРОС «Инструмент телефонии и того, что называется спам-звонки, достаточно древний на рекламном рынке. И в тот момент, когда рынок еще был не настолько зашумленный, источников информации было меньше, этот инструмент работал. На сегодня это последняя надежда рекламодателя достучаться до своей аудитории, и в большинстве случаев она не самая удачная, потому что каждый, кто сталкивался со спам-звонками, прекрасно понимает, на какой секунде слушатель нажимает «красную» кнопку. Поэтому сам по себе инструмент устаревший, используется, скорее, от тоски и безнадеги, регуляторика в данном пространстве и внедрение новых правил идет на пользу тем, кто сталкивается с рекламой, и, возможно, подтолкнет и сам рынок к поиску новых, более остроумных и интересных для людей решений. Реклама давным-давно уже существует и в соцсетях, и в мессенджерах, во всех возможных форматах, и дальше будет развиваться. Более того, сама этика общения уже давно ушла от голосовых способов взаимодействия к взаимодействиям текстовым с учетом развития искусственного интеллекта, нейросеток, здесь можно ждать все новых и новых решений, которые не досаждают пользователям и доносят полезную информацию, позволяют рекламодателю формировать более приятные отчеты по продажам».

Согласно данным майского опроса Superjob, большая часть россиян — 88% — запрет на рекламные звонки одобряет. Больше всего введение ограничения поддерживают люди старше 45 лет — в этой возрастной категории 90% граждан одобрили меру. Против принятия законопроекта выступили преимущественно маркетологи, операторы кол-центров и менеджеры по продажам и работе с клиентами: совокупно не поддержали меру 5% от всех опрошенных.