Лазейка для утильсбора: физлица по-прежнему смогут ввозить авто по льготным ставкам
Льготные ставки утильсбора остались для физлиц, которые ввозят автомобиль для себя и при условии, что они не продадут его в течение года после покупки. Это вызывает опасения у автодилеров. Но обоснованные ли?
Читать на полной версииГрозит ли «серый» рынок ввоза автомобилей из-за рубежа бизнесу официальных дилеров? Повышение утильсбора, которое произошло 1 октября, не коснулось физических лиц, которые могут и дальше ввозить машины для себя по льготным ставкам. И этой лазейкой активно пользуются посредники, получая большое преимущество в цене. Как это работает и будет ли работать дальше?
Итак, для новых иномарок с двигателями от одного до двух литров коммерческий утильсбор вырос с 300 600 российских рублей до 556 000 рублей, то есть на 250 с лишним тысяч.
Для двух-трехлитровых авто — почти на 720 тысяч, и утильтсбор для них теперь составляет более полутора миллионов рублей. А физлица по-прежнему могут ввозить машины по льготным ставкам — 3400 рублей за новый автомобиль и 5200 рублей за иномарку старше двух лет. Но это касается только моделей, объем двигателя которых не превышает трех литров.
Но есть условие: продавать такую машину в течение года нельзя. В противном случае утильсбор пересчитают по коммерческим ставкам. Этой лазейкой активно пользуются компании-посредники. Они, действуя от имени конкретного человека в России, привозят ему машину из-за границы. Платит за все физлицо. Так что все по закону. Дилеры возмущены. Вот что ранее в эфире Business FM говорил президент Союза российских автодилеров Вячеслав Жигалов:
Вячеслав Жигалов президент Союза российских автодилеров «Очень странно, что все-таки оставили эту возможность, потому что это поперек всей логики. Ведь сейчас разница потенциалов, так скажем, в размере утильсбора для коммерческих целей и для личных при объеме двигателя от двух до трех литров — это полтора миллиона. С нового года — это миллион восемьсот и дальше будет увеличиваться и увеличиваться. Имея вот такую щель, мы просто рискуем разрушить всю плотину».
Но разница, конечно, не будет составлять полутора миллионов рублей. По словам экспертов, полтора миллиона на покупке очень популярного в России Geely Monjaro можно было сэкономить до апреля 2023 года, когда в России исчезла возможность ввозить новые автомобили из стран ЕАЭС с оформлением как на физлиц, так и на юрлиц без уплаты дополнительных платежей. После этого, с учетом того, что заказчик оплачивает транспортировку, юридическое оформление, русификацию и так далее плюс оплата комиссии посреднику (а это 100-200 тысяч рублей), так вот, с учетом всех этих нюансов в последнее время на покупке «серого» Monjaro можно было сэкономить в районе 400 тысяч. Однако вместе с этой экономией заказчик получает целый набор рисков.
Продолжает автоэксперт, экс-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Олег Мосеев:
Олег Мосеев автоэксперт, экс-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров «У этой машины нет гарантии, и уже есть случаи, когда такие машины не обслуживают дилеры, потому что им запрещают это делать производители, то есть дилер бы и рад бы обслужить, да только производитель накажет за это очень сильно. Ну и обслуживать эту машину нужно будет тоже где-то в неизвестном месте, а с учетом того, что даже у дилеров есть проблемы с мануалами теми же самыми, с каталогами запчастей, то у независимых игроков этих проблем еще больше, поэтому здесь вопрос рисков».
Тем не менее этот способ купить автомобиль все равно набирает популярность. И на рынке стали появляться мошенники, связавшись с которыми можно остаться и без машины, и без денег. Кто выиграет конкуренцию за покупателя, станет понятно уже к новому году, уверен главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Если он будет увеличиваться драматически, а мы поймем это буквально через несколько месяцев, а может быть, даже и быстрее, но до конца года, я думаю, встанет вопрос, что с этим делать. Потому что, опять же, автозаводы в первую очередь, а вместе с ними официальные дилеры будут говорить, что такой ввоз, естественно, составляет заметную конкуренцию, серьезную конкуренцию, опасную конкуренцию и так далее. И если вот эта доля счастливчиков, которые ввозят автомобиль под себя, по льготной ставке утилизационного сбора, если она будет заметно расти, то я думаю, что эту лазейку будут так или иначе прикрывать».
Вычислить разницу между «серым» и официальным Monjaro после повышения утильсбора пока невозможно. Дилеры закупили машины до повышения ставки и пока меняют ценники осторожно. Сейчас их предлагают по цене от 4 до 5 миллионов. За 4,1 миллиона Monjaro стоит и в салоне одного известного «серого» импортера.
И это машина в наличии, которую не надо ждать два месяца. На другом сайте такую машину обещают привести из Китая во Владивосток по цене от 3 300 до 3 700 тысяч рублей.