На саммите СНГ многие актуальные вопросы обсудят за кулисами. Комментарий Георгия Бовта
Несмотря на ряд различных противоречий, большинство бывших советских республик стараются не портить друг с другом отношения и год от года наращивают взаимный товарооборот. Какие еще вопросы, кроме экономических, могут обсуждать в кулуарах лидеры СНГ?
Читать на полной версииВ Москве 8 октября пройдет Совет глав государств СНГ. Лидеры обменяются мнениями о взаимодействии в рамках СНГ, примут решение о председательстве в Содружестве в 2025 году. «На саммите также планируется обсудить и принять обращение к народам стран Содружества и мировой общественности в связи с 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», — указывается в сообщении исполкома совета. Также будут подписаны решения об объявлении культурных столиц Содружества на ближайшие три года, приняты поправки в ряд документов, касающихся взаимодействия в правовой области, а также в сфере обеспечения безопасности. Накануне лидеры стран СНГ встретились с российским президентом Владимиром Путиным и поздравили его с днем рождения. Чего ждать от саммита?
Официальная повестка саммита обозначена несколькими церемониальными и символическими мероприятиями, призванными подчеркнуть как минимум общее советское прошлое, на котором предполагается и дальше выстраивать общее постсоветское будущее. В частности, президент Белоруссии Александр Лукашенко выступит с отдельным докладом по теме обращения к народам стран СНГ и мировой общественности в связи с 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В обращение предполагается включить призыв к совместным действиям по борьбе с героизацией нацистов и их пособников. Что вызовет повышенный интерес к отточенности формулировок, поскольку Москва называет нынешний режим на Украине не иначе как «нацистским». Кстати, Украина официально процесс выхода из СНГ так и не завершила.
Впрочем, саммит ценен, конечно же, еще и неформальным общением. И лидерам будет что обсудить на полях. Например, армянский премьер Никол Пашинян, поздравив Путина с днем рождения утром по телефону, днем отправился в Москву, чтобы сделать это еще и лично. Армянский руководитель, бойкотируя ОДКБ, тем не менее хочет сохранять дружеские отношения и в рамках ЕАЭС, и в рамках СНГ. Возможно, он попытается заверить российское руководство в том, что наметившееся сближение Еревана с Западом носит ограниченный характер и в любом случае не направлено против России. У российского президента в контактах с Пашиняном и азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым, в свою очередь, вновь появится возможность попытаться продвинуть подготовку мирного договора между двумя странами, застопорившуюся из-за не решенного до сих пор вопроса организации транспортного сообщения между основной территорией Азербайджана и анклавом Нахичевань.
Лидерам Таджикистана и Киргизии Эмомали Рахмону и Садыру Жапарову тоже будет полезно посидеть за одним столом. Это, возможно, ускорит завершение пограничных споров из-за делимитации границы. Эти споры уже привели к небольшому вооруженному конфликту два года назад. В настоящее время определено и взаимно признано двумя республиками более 94% линии границы.
Определенная интрига связана и с приездом казахстанского лидера Касым-Жомарта Токаева. Он проходит сразу после референдума в республике, на котором около 70% населения проголосовало за строительство АЭС на фоне нарастания дефицита энергогенерации и ограниченности запасов газа для ее наращивания. Так вот интрига заключается в том, что пока главный подрядчик строительства АЭС не назван. И выбор в пользу российского «Росатома» вовсе не предопределен. Что по прежним временам казалось немыслимым, но теперь времена изменились. И Казахстан не может не учитывать в том числе санкционные риски и ограничения, которые уже привели к соответствующим трудностям с поставкой оборудования для завершения строительства АЭС «Аккую» в Турции.
На текущий момент шесть иностранных компаний представили свои 13 проектов АЭС. В шорт-лист вошли четыре потенциальных поставщика: китайская компания CNNC с реактором HPR1000, корейская KHNP с реакторами APR1000 и APR1400, российский «Росатом» с ВВЭР-1200 и французская EDF с технологией EPR1200. Все реакторы отличаются по техническим характеристикам. Цена вопроса, по предварительным прикидкам, от 10 млрд до 12 млрд долларов. Казахстану явно придется брать кредит. Это может стать темой обсуждения в Москве в том числе. Прецедент привлечения «Росатома» в регион уже есть: в мае Узбекистан заключил контракт с Россией по строительству АЭС малой мощности на озере Тузкан в Джизакской области в 260 километрах от Ташкента. Там генподрядчик как раз «Росатом». Он же недавно предложил Киргизии построить АЭС малой мощности с шестью реакторами.
Однако казахстанские власти пока склоняются к варианту, когда строительство объекта будет вестись силами международного консорциума под наблюдением МАГАТЭ. Что, впрочем, сильно усложнит технически сопряжение разного оборудования. А в целом экономическое сотрудничество в рамках СНГ развивается неплохо. Так, за первые шесть месяцев нынешнего года товарооборот России со странами СНГ увеличился на 6,7% год к году. И сейчас в общем товарообороте России доля торговли с государствами — членами СНГ составляет 16% против 14% в прошлом году. Могло быть больше, но Китай не перебьешь.
В прошлом году торговый оборот России со странами СНГ тоже рос — на 6,9%, — достигнув 94 млрд в пересчете на доллары. При этом взаимная торговля стран СНГ между собой развивается быстрее — в 2023 году она выросла на 30%. Что, впрочем, можно объяснить в том числе эффектом низкой базы. Страны Содружества пока еще больше торгуют вовне объединения, чем внутри. Как говорится, надо чаще встречаться.