Продавцы иномарок снова обходят утильсбор, но теперь это машины из Китая
При этом такая схема может нести повышенный риск для добросовестных покупателей. О новой лазейке Business FM поговорила с автоэкспертами
Читать на полной версииПродавцы «серых» иномарок обходят утильсбор с автомобилями из Китая. Причем как местного производства, так практически любого международного. Однако такая схема может нести повышенный риск для добросовестных покупателей. С 1 октября сбор был повышен на 70-85%, а со следующего года будет индексироваться на 10-20% в год.
Пока для новых иномарок с двигателем до двух литров утильсбор вырос на 250 тысяч рублей, почти до 560 тысяч, с двигателем два-три литра — более чем на 700 тысяч рублей. И цены на иномарки уже растут. Сейчас их продают на 50-70 тысяч рублей дороже, хотя это старые запасы.
Однако россиянам оставили возможность раз в год ввозить один автомобиль для личного пользования с уплатой утильсбора по льготным ставкам — 3,4 тысячи рублей за новый автомобиль и 5,2 тысячи рублей за иномарку старше двух лет. Но это касается только моделей, объем двигателя которых не превышает трех литров.
Продавцы «серых» автомобилей уже сориентировались и начали массово закупать автомобили в Китае, оформляя их на физлиц. Это позволяет при ввозе машин экономить от 800 тысяч до 1,5 млн рублей. Как говорят эксперты, это видно по статистике, поскольку растут поставки б/у машин из КНР, тода как еще недавно они были нулевыми.
Схема выглядит так: посредники получают от гражданина доверенность на покупку автомобиля. Его приобретают в Китае и за комиссию привозят в Россию покупателю, который изначально указан в документах и поэтому платит утильсбор по льготной ставке.
От такой схемы может пострадать добросовестный покупатель иномарки, который приобрел автомобиль у «серого» дилера. Именно ему выставят полную сумму утильсбора, если «посредник-физлицо» владел машиной меньше года. Говорит автоэксперт, экс-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Олег Мосеев:
— История с льготным утилем была и до повышения утиля, и осталась после повышения. Когда человек покупает машину, ему нужно было и раньше проверять, как она растаможена: по-льготному или не по-льготному. Потому что если везется машина под конкретного покупателя, тогда он является заказчиком, на него машина растаможивается, он платит льготный утиль и продолжает ездить на этой машине минимум год. Если он купит вторую машину, это не пройдет. Если вы купите машину, которая была растаможена по-льготному, то есть большая вероятность, что в налоговой вам доначислят эту разницу и вам тогда машина обойдется существенно дороже, чем она была.
— Как вскрывается этот факт?
— Уже такие прецеденты есть, совместная работа ФТС и ФНС. И плюс проверяют регистрацию в ГИБДД именно для того, чтобы не пользовались «серой» схемой. То есть если действительно хотите привезти себе машину, привозите, если вы пользуетесь для того, чтобы ее потом перепродать, то имейте в виду, что и у вас, и у покупателя могут быть проблемы.
— Насколько сейчас распространен такой импорт с льготным утильсбором?
— В этом году уже ввезли около 100 тысяч автомобилей по параллельному импорту, 80% из этих машин встало на учет на физическое лицо. Соответственно, получается, что 20 тысяч ввезли юрлица, а 80 тысяч ввезли физлица. Сколько из этих 80 тысяч «серые», а сколько легальные, никто не знает, это надо скрестить данные ФТС с ГИБДД и посмотреть, сколько машина находилась по времени на физлице. Если она находилась меньше года, значит, это «серая» схема, если она находится на нем и до сих пор, значит, есть вероятность, что все правильно оформлено. То есть, по сути, нужно раз в месяц проверять, остается машина на учете или нет. Учитывая цифровые возможности ФНС, это несложно делать, они же автоматически начисляют налог на владельцев транспортных средств. Через год они перестают следить, если до года машина снята с учета, автоматически формируется уведомление о том, что надо доплатить.
Если раньше официальные дилеры пытались бороться с повышением утильсбора, то теперь стараются сделать все, чтобы власти перекрыли такие лазейки для «серого» импорта иномарок. Комментирует бывший замдиректора одного из крупных автодилеров Алексей Стариков:
Алексей Стариков бывший замдиректора одного из крупных автодилеров «Все участники рынка получаются в неравных условиях. Тот, кто привозит на частное лицо и немного дурит всех, у них цены выгоднее, цена лучше, потому что утильсбор не уплачен. Машина из Китая импортируется как б/у, но это означает, что они ее ставят на учет и оформляют экспортные документы как автомобиль с пробегом, хотя машина новая. Но когда машина приезжает к нам, это не имеет значения, новая она или не новая, с пробегом или без пробега. Получается, правило работает: если вы везете машину для себя, для собственных нужд, будете на ней ездить, для личного пользования, а не для перепродажи, то у вас есть льготы по утильсбору. В России новой машиной считается любой автомобиль до трех лет, действуют единые ставки для утильсбора и таможенной очистки. Открылось много разных салонов, не требуются дополнительные обязательства, они машину привезли как машину с пробегом и продали ее как машину с пробегом. Сейчас эти схемы, насколько я понимаю, прикрываются, и лазейки не осталось».
Раньше машины таким образом ввозились в основном через страны Евразийского экономического союза, но власти перекрыли этот канал. С 1 октября ввозить таким образом из стран ЕАЭС, в который входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия, можно только автомобили, которые находились там не менее 12 месяцев. Иначе утильсбор надо платить по полной ставке.