С началом осени столики в кафе все чаще занимают удаленщики
Радиостанция Business FM решила выяснить, что думают о таких клиентах рестораторы, создают ли они неудобства другим посетителям и самим владельцам заведений
Читать на полной версииС приходом осенней погоды кафе и рестораны закрывают летние веранды. Посадочных мест становится меньше. При этом количество посетителей с одним кофе и ноутбуком, часами сидящих зачастую за лучшими столиками в кафе, прибавляется.
Мешают ли люди с ноутбуками в кофейне ресторанному бизнесу?
«Это, с одной стороны, актуально, а с другой стороны, сама концепция и, наверное, профессионализм команды могут привести к тому, что этой проблемы не будет. Например, я не исключаю, что ряд кофеен хотят, чтобы у них такие люди сидели, им по какой-то причине нужно. Для ресторана, конечно, хорошего в этом ничего нет, но в целом сама атмосфера, музыка, посадка часто диктуют неудобство нахождения в ресторане для такого рода посетителей. Поэтому для нас это не является какой-то проблемой. Я не о том, что мы каким-то образом этих людей выдавливаем, мы, безусловно, никогда никаких замечаний не делаем и не просим заказать что-то, но тем не менее как-то вот люди осознают и не просиживают часами, просто выпивая кофе».
Совладелец сети вьетнамских кафе Lao Lee Леонид Пятильройд:
«Если посетитель пришел, он может находиться там сколько угодно долго, никаких юридических возможностей его оттуда выдворить у вас нет. Это касается любого общепита, не важно, топовый ресторан или это шашлычная, все равно это работает именно так с точки зрения закона. На практике же, если говорить о том, что есть такие люди, которые действительно полдня занимают стол-четверку, сидя за ноутбуком, да, такое бывает, но, как правило, заведение действует следующим образом — если заведение большое и мест свободных много, то как бы вообще не проблема, если мест свободных, допустим, немного, но человек один занимает большой стол, можно попросить пересесть за маленький, это один из выходов из ситуации. Плюс в дорогих заведениях, особенно в Европе это так, нет розеток, Wi-Fi, то есть там просто гость может провести столько времени, сколько выдержит батарея его ноутбука».
Владелец и идейный вдохновитель сети «Кумпан кафе» Михаил Кумпан:
— Когда люди хотят работать, они всегда находят место более комфортное, менее шумное, чтобы была возможность либо хорошего интернета, либо хорошего кофе. Кофейня для этого, конечно, однозначно подходит идеально. И при активной посадке, где действительно высокооборачиваемые столики или хорошая кухня, где люди приходят обедать семьями или, к примеру, приходят семьи, когда забирают детей со школы и нужен хороший семейный обед, гости это видят и с пониманием относятся. Бороться с этим однозначно не нужно, потому что это часть сообщества, просто надо создавать определенные пространства, чтобы людям было комфортно работать. Но не во всех заведениях это приветствуется, это я могу точно сказать.
— В каких не приветствуется?
— С небольшой посадкой, к примеру. Если заведение не специализируется как кофейня, у них порядка 20 посадочных мест, если будут там три-четыре стола заняты, это потеря выручки. Все зависит на самом деле от уровня восприятия собственника и философии пространства.
Директор кофейни «Любить кофе пить» Маргарита Тишина:
— Они тоже посетители, можно поставить отдельный большой стол с розетками, пусть они сидят спокойненько.
— Вы такой пока не ставили у себя?
— Пока нет, но это очень хороший вариант, многие так делают, во многих кофейнях или каких-то кафешках есть такой большой стол, даже лепят наклейки типа «если вы к нам пришли, чтобы поработать на ноутбуке, пожалуйста, садитесь за этот стол». Люди должны сами понимать и заботиться о комфорте других людей, если они пришли с ноутбуком, то это одно времяпрепровождение, если ты просто пришел — это другое. Нужно, мне кажется, об этом думать и выбирать посадку, место в зависимости от своих действий и желаний.
— Владельцам ресторана лучше, чтобы сидел человек и ничего не покупал, чем будет пустой стол?
— Я думаю, что лучше пусть будут столики более или менее заняты, это будет привлекать других клиентов.
— Особенно если какое-то проходимое место, видовой обзор?
— Да, конечно.
В 2020 году в пандемию в Москве запустился новый проект Foodworking, представляющий собой симбиоз коворкинга и ресторана, созданный специально для работы и проведения встреч и переговоров. Такой сервис работает по системе депозита, который гость в течение рабочего времени в Foodworking может полностью потратить на заказ блюд по меню. Во всех ресторанах, участвующих в проекте, пространства для работы были оборудованы принтером, доступом в интернет, розетками и канцелярскими принадлежностями. Размер депозита за рабочий день в ресторанах составлял от 700 до 1500 рублей. Но после пандемии они стали закрываться.