Министерство цифрового развития и Роскомнадзор опубликовали порядокведения реестра каналов и страниц в соцсетях с аудиторией свыше 10 тысяч подписчиков. До конца октября инициатива будет проходить публичное обсуждение. Если ее примут, то блогеры будут обязаны подтвердить личность через сайт РКН, «Госуслуги» или через специального чат-бота.

После предоставления контактных данных их включат в реестр. На странице в соцсети появятся специальный знак и уникальная ссылка, по которой можно будет проверить наличие паблика в перечне. Только верифицированные каналы смогут размещать рекламу и принимать донаты.

В случае если блогер потеряет аудиторию, удалит страницу или канал или нарушит федеральный закон «Об информации…», из реестра его исключат. Новые правила, как полагают в ведомствах, защитят пользователей от интернет-мошенников и повысят прозрачность рынка рекламы в соцсетях.

Данные будут хранить в зашифрованном виде. Изначально обсуждалось, что реестр будет публичным и для блогеров с аудиторией от тысячи человек.

Новый вариант более компромиссный, говорит IT-обозреватель «Российской газеты», автор телеграм-канала «Токсичная цифра» Олег Капранов, у него пока 3 тысячи подписчиков:

— Мы видим здесь довольно большой путь в поисках компромисса, который был пройден. Потому что, если помните, вначале это был вообще охват в тысячу пользователей. Вещь абсолютно несчитаемая и неконтролируемая. Сейчас 10 тысяч подписчиков. Это довольно понятная история. Опять же, там есть некоторые моменты, которые, наверное, было бы хорошо прояснить. Например, что делать в случае, если набежали боты. Но, видимо, сейчас позиция такая, что нужно идти регистрироваться. Процедура стала понятнее. Количество данных, которые нужно передать о себе владельцу канала, гораздо меньше. То есть, если мы вспомним ту опубликованную, как было заявлено, ошибочно, версию документа от Роскомнадзора, там было очень много требований по информации, которые нужно передать, это вызвало непонимание. Сейчас мы видим, что в финальной версии все очень компактно, то есть нужно передать контактную информацию, и, собственно, на этом все. Понятно, что должна делать платформа, чтобы разместить соответствующий ярлычок на канале и ссылку на форму проверки, скажем так, того, что канал верифицирован. Понятно, что форма будет работать так же, как работает сейчас на «Госуслугах» проверка действительности паспортов, то есть указываешь название канала, тебе приходит ответ «да» или «нет», зарегистрировано или нет. То есть никакие данные владельца канала наружу не идут. Они хранятся в зашифрованном виде, и это, безусловно, хорошее решение. Ну и, наконец, понятно, как передавать информацию. Для этого есть сайты Роскомнадзора, есть «Госуслуги», есть официальный бот. Поэтому, в общем, на самом деле сегодня основные вопросы по тому, как это будет работать и что требуется от владельцев каналов и от платформ, сняты. И теперь всем нужно будет адаптироваться к этому.

— Пользователям соцсетей будет запрещено размещать публикации неверифицированных страниц. То есть если у странички больше 10 тысяч подписчиков и она не верифицирована по этому новому порядку, нельзя поделиться на своей личной страничке ссылкой на тот или иной канал?

— Смотрите, как я понимаю, на своей личной страничке поделиться можно, нельзя будет поделиться тем каналам, которые, собственно, и сами маркированы, и сами размещены в реестре, для них это будет ограничение. Да, это нужно будет проверять, но, опять же, давайте признаем, что очень редко, когда то, что появляется в каких-то каналах, появляется в каком-то неопределенно широком круге каналов, так или иначе большинство репостов идут из каналов известных, каналов популярных. Ну и это некий перечень все равно, с которым работают даже какие-то новостные паблики.

Сведения о себе, которые должны будут передать российские физлица — владельцы страниц и каналов, включают ФИО, номер телефона, адрес электронной почты. Иностранные физлица — также ФИО, контактные данные и информацию о месте постоянного проживания.

У юридических лиц список шире — в частности, полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, номер ЕГРЮЛ, номер телефона и электронная почта создателя страницы и администраторов. Иностранные компании — полное и сокращенное (при наличии) наименование, страна регистрации, налоговый идентификатор, информация об абонентском номере представителя иностранной организации, создавшего персональную страницу, а также электронная почта.

Ранее среди требований упоминалось предоставление IP-адреса компьютера, с которого пользователь и администраторы страницы зарегистрировались в соцсети. Инициатива вызвала недовольство в блогосфере, в частности у авторов военных телеграм-каналов. Вскоре требование удалили. Роскомнадзор объяснил пропажу публикацией не до конца завершенного документа.

О том, какие перспективы у анонимных каналов, в частности в Telegram, говорит генеральный директор агентства «Социальные сети» Денис Терехов:

— У этих каналов есть очень большой выбор. Либо перестать быть анонимными каналами, либо просто, что называется, стать в каком-то смысле отморозками. Я бы такую формулировку использовал. Но мы же знаем примеры ряда каналов, которые объявили, например, иноагентами. Они просто берут и публикуют что хотят, и просто не обращают на это внимания. Поэтому я думаю, что каналы будут решать, что для них важнее: деньги или репутация. Я думаю, что для очень многих важнее деньги. Каналы живут на том, что они размещают платные публикации. Это в советское время называлось «джинса», а сейчас называют, скажем, нативной рекламой. То есть размещение платных публикаций под видом публикаций журналистских. На это живут 99%, если не 100% каналов, которые существуют как бизнес. Многие владельцы этих каналов живут не в России, и в каком-то смысле им все равно. До них российские законы могут не дотянуться. Они, скорее всего, просто окажутся вне закона. Куда сложнее, мне кажется, каналам небольшим, для них будет вариант, переходить эту отметку 10 тысяч или не переходить. Это касается в первую очередь региональных каналов. Я знаю пару сеток каналов, я разговаривал с их владельцами, и они говорят, что мы, наверное, не будем гнаться за подписчиками и даже, может быть, где-то искусственно будем занижать число подписчиков, чтобы отметку в 10 тысяч не перейти. Что известно про ответственность? Если соответствующие блогеры с аудиторией больше 10 тысяч не захотят регистрироваться, из документов, которые сейчас представлены, непонятно, какая же будет ответственность. Ну, то есть что нам за это будет, если мы не будем соблюдать? Как нас будут преследовать? Как нас будут блокировать? Особенно это интересно в контексте того, что сейчас Павел Дуров активно сотрудничает с французскими властями, и многие поговаривают, что Telegram вообще может перестать быть «нашим всем», перестать быть такой суперпопулярной российской площадкой. Поэтому я не исключаю, что многие новые медиа будут появляться уже не на площадках Telegram, а на площадках того же самого VK.

— Помимо Telegram, какие еще платформы у нас являются актуальными для этого закона?

— YouTube тоже, «Яндекс Дзен», я полагаю. Но я думаю, что в девяти из десяти случаев речь, конечно, идет о Telegram.

— Напоследок, вот эта вот витиеватая формулировка о том, что делиться перепостами с каналов, которые не прошли вот эту регистрацию Роскомнадзора, будет нельзя. Формально, по букве, как будто бы и на личной страничке не опубликуешь ссылку на такой канал, ставший «маргинальным». За это, видимо, какая-то ответственность будет предполагаться.

— Скорее всего, да. Мы же знаем историю про то, как люди за лайки получали сроки. В каком-то смысле это логичное продолжение вот этой политики.

В Роскомнадзоре отметили, что, по предварительным оценкам, количество пользователей крупнейших российских соцсетей с аудиторией от 10 тысяч превышает 615 тысяч человек. Более всего таких блогеров в VK, «Одноклассниках» и Likee, это российский аналог TikTok. Отмечается, что, помимо российских соцсетей, правила также будут касаться Telegram, TikTok, YouTube, Discord, Twitch и Pinterest.