На этой неделе американский видеохостинг YouTube удалил каналы и забанил аккаунты за нарушение своей «политики в отношении спама, обманных практик и мошенничества» даже для пользователей, которые никогда не загружали видео. Под блокировку попали учетные записи из США, Европы, Азии и России.

«Не волнуйтесь, это всего лишь задержка, и весь ваш контент скоро будет восстановлен», — заявили в YouTube после того, как пользователи стали возмущаться из-за банов и блокировок каналов. И хотя многие до сих пор не видят свои плейлисты, эксперты считают, что в данном случае YouTube все довольно быстро поправит.

Но некоторые наблюдатели пытаются понять, что это было. Так, пользователи из России решили, что блокировка аккаунтов произошла из-за использования различных VPN-сервисов. И в этом есть логика, считает интернет-омбудсмен, общественный представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Дмитрий Мариничев. По его словам, использование VPN зрителями крайне невыгодно самому YouTube. С одной стороны, это позволяет запускать накрутки просмотров и фактически воровать деньги у самой площадки, а с другой — нервничают рекламодатели. Реклама немецкого йогурта, которую увидел россиянин, производителю этого йогурта не даст ничего. А в отчетах просмотр будет отображен, и рекламодатель за него заплатит. Впустую. Так что вполне вероятно, что массовые блокировки и отключения были неслучайными, считает Дмитрий Мариничев:

Дмитрий Мариничев интернет-омбудсмен, общественный представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ «Он задумывается о своем кошельке и начинает принимать меры по устранению неприятных последствий. Но думаю, что даже в самом YouTube не задумывались о том, насколько массовый характер в мире приобрела тема использования VPN-сервисов и режима инкогнито. Эта благая идея блокировок обернулась для них неожиданностью. Теперь уже к самой платформе начали предъявлять претензии, жаловаться на нее, то есть возник уровень недовольства, а это чревато уже потерей не только репутации, но и коммерческого охвата своей же целевой аудитории. Поэтому они могут заявлять о том, что это технический сбой, что это откат. Но мое мнение — это чистой воды коммерческая история, просто с неудачным подходом к снаряду, как говорится».

Использование VPN зрителями YouTube действительно не дает площадке ничего хорошего, соглашается гендиректор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. Но потенциальный ущерб от борьбы с этим неприятным явлением будет еще выше, указывает эксперт:

Константин Анкилов гендиректор «ТМТ Консалтинг» «Разработчики VPN будут обходить средства блокировки. Ресурс, в данном случае YouTube, будет разрабатывать новые средства блокировки к средствам обхода. И вот так по нарастающей гонка будет идти».

Таким образом, опрошенные Business FM эксперты сомневаются в том, что YouTube станет блокировать использование VPN для просмотра видео на площадке. Для начала ему бы справиться с сервисами блокировки рекламы.