Правительство готовит меры по борьбе с лжетранзитом импорта
Подобная схема позволяет предпринимателям уклоняться от уплаты ввозного НДС. В случае поставок товаров для внутреннего потребления он уплачивается по ставке 10% или 20%, тогда как при международном транзите он составляет 0%. Не помешает ли эта борьба «серому» импорту?
Читать на полной версииПравительство готовит меры по борьбе с «серыми» схемами ввоза импортных товаров, пишет РБК. Предполагается, что с 2025 года власти запустят систему отслеживания товаров, чтобы бороться с ложным транзитным импортом.
Подобная схема позволяет уклоняться от уплаты ввозного НДС. В случае поставок товаров для внутреннего потребления он уплачивается по ставке 10% или 20% в зависимости от категории, при международном транзите он составляет 0%. В рамках «серой» схемы товар формально должен отправиться в другую страну, но фактически остается и реализуется в России.
Цель нововведения, отмечают в Минфине, — борьба с недобросовестными участниками рынка. Необходимость создания национальной системы подтверждения ожидания товаров назрела давно, уверен руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП, эксперт московского отделения «Опоры России» по финансово-правовой безопасности бизнеса Сергей Елин:
— Объем проблематики достаточно большой, система перекроет лазейку, связанную с такого рода «серой» схемой. В результате бюджет получит дополнительные поступления, на потребителях особо данная история не отразится, потому что, если мы посмотрим общий объем импортируемых товаров за 2023 год, например, это 33 трлн рублей. Если сопоставим его с объемом товара, который ввозится «серым» образом, можем увидеть, что даже это составляет всего 0,5% от общего объема товара. В удельном весе импортируемая продукция составляет очень малую долю, это не скажется на увеличении цен.
— Товары, ввезенные «серым» импортом, не дешевле?
— Они получаются дешевле, но создают основу для недобросовестной конкуренции тех, кто использует данную схему, потому что тот, кто использует «серый» импорт, получает возможность не везти товар на условиях, отличных от рынка. Дешевле или дороже товар, определяет рынок, и фактически данная экономия ложится в виде необоснованной прибыли того, кто использовал эту схему. Цена товара определяется рынком, и если бы объем этого товара был бы существенным, грубо говоря, 30% товара ввозилось бы таким образом, то данное ограничение повлияло бы на стоимость. Но, когда удельный вес этого товара ничтожно мал, даже не 1%, на рыночных ценах это не скажется, это скажется на доходах отдельных лиц, которые используют незаконные схемы, а государство недополучает налоговые поступления. Различные товарные группы, к примеру, в табачных изделиях много выявлено злоупотреблений, когда сигареты ввозились из Белоруссии, здесь фактически нелегальным образом товар распаковывался и поступал на российский рынок. Также электроника, как правило, к этим категориям относятся наиболее частые злоупотребления, но могут быть в абсолютно разных сферах. Чаще злоупотребляют игроки малого, среднего масштаба, потому что для крупных игроков это репутационные, финансовые риски.
— Санкционные товары таким образом привозят. Не исчезнут ли они?
— Конечно, их привозят, и сама по себе транзитная поставка применяется в качестве параллельного импорта, в том числе для того, чтобы товары ввозились на территорию РФ. И есть товары, которые ввозятся транзитным образом, не нарушая российское законодательство, с полной выплатой в бюджет тех сумм, которые должны поступать, но и под этим предлогом кто-то ищет дополнительную выгоду.
К системе и потенциальной серьезности контроля есть вопросы, считает гендиректор группы компаний ComNews Леонид Коник:
За счет внедрения системы в 2025 году власти ожидают дополнительных поступлений в бюджет от импортного НДС на товары из стран ЕАЭС в размере 150 млрд рублей.
Всего декларируемый импорт из стран ЕАЭС в следующем году должен принести 961 млрд рублей, и прогнозируется, что сумма будет расти.