Обновлено 2 октября в 03:10

В Белоруссии ограничили доступ к российскому онлайн-кинотеатру Okko. Министерство информации страны в своем заявлении ссылается на статью 38 закона о СМИ. В ней прописано, какая информация запрещена для распространения. Конкретно Okko нарушили нормы в части размещения контента, пропагандирующего насилие и жестокость.

В пресс-службе Okko Business FM сообщили, что пока эту тему не комментируют — разбираются в ситуации.

Ведущий эфира Business FM Олег Овчаренко находится в Минске. Он попробовал зайти в приложение Okko со своего российского аккаунта и анонимно на сайт кинотеатра 1 октября в 17:00. Все работало:

— Приложение у меня открывается, фильмы, которые у меня включены в подписку, тоже открываются. В обычном браузере, когда я захожу на сайт сервиса Okko, выходит главная страница, где мне предлагают купить какие-то фильмы за белорусские рубли. То есть изначально сервис не понимает, что я российский пользователь, из чего делаю вывод, что сайт спокойно открывается.

— По скорости грузится так же, как все остальное?

— Да, абсолютно, никаких проблем нет.

Информации, какой конкретно запрещенный контент имеется в виду, Мининформ Белоруссии не сообщил. Кинокритик изданий РБК, «Правила Жизни» и Forbes Елена Зархина предполагает, что в данном случае речь может идти о сериале «Плейлист волонтера», а точнее о его заглавном саундтреке. Это песня «Можно я с тобой» белорусского исполнителя Ap$ent. В России по требованию РКН доступ к его странице на стримингах заблокировали весной. Песня была записана в 2022 году, после того как жену музыканта приговорили к году ограничения свободы из-за оскорблений президента Белоруссии Александра Лукашенко. В республике же его другой трек — «Песенка веселого беларуса» — признан экстремистским. Он был написан в 2020 году на фоне выборов в стране и стал негласным символом белорусского сопротивления.

Возможно, причина в личности исполнителя, предполагает кинокритик изданий РБК, «Правила Жизни» и Forbes Елена Зархина:

Елена Зархина кинокритик изданий РБК, «Правила Жизни» и Forbes «Плейлист волонтера» — это их эксклюзивный, original сериал: ими сделан, ими снят и ими выпущен. Возможно, власти предлагали убрать эту песню, а авторы отказались. А может, даже не предлагали, просто в одностороннем порядке решили радикально с плеча рубануть. Других причин просто нет. Ничего у Okko такого нет. Они не выпускали ни свои original, ни какие-то купленные проекты, в которых бы было что-то сверхвыдающееся жестокое. Даже российские власти никак не отреагировали. Хотя Okko — это российская онлайн-платформа. С другим государством, которому неподотчетно Okko, наверное, может возникнуть такое недопонимание».

Российским юристам сложно рассуждать об определениях белорусского законодательства и практике его применения. Если проводить аналогии с Россией, то среди фильмов и сериалов могли найти «идеологически не выдержанные» или «не нравящиеся по идеологическим причинам» властям картины. Но, по словам управляющего партнера «Коллегии медиа юристов» Федора Кравченко, прозрачность принятия решений о блокировке любого ресурса минимальна, по крайней мере в российской практике:

Федор Кравченко управляющий партнер «Коллегии медиа юристов» «Документы, на основании которых блокируется сайт или приложение, предоставляются уже в ходе судебного разбирательства, и даже в этих документах не всегда можно понять, какие конкретно материалы вызвали претензии. Зачастую просто говорится о том, что была некая запрещенная информация, иногда с указанием, какого рода запрещенной, иногда даже без указания. Мы не можем сказать, что есть четкие критерии, которые позволили бы корпоративному юристу или даже эксперту определить четкие границы. Разумеется, судебная практика старается эти границы нащупать, но те эксперты, хочется поставить в кавычки, которых привлекает Роскомнадзор, могут считать, что границы некой пропаганды насилия нарушены даже в практически безобидных материалах».

В России практически все онлайн-кинотеатры (независимо от того, кому они принадлежат из крупных игроков медиарынка) получили постановления о нарушении тех или иных норм. До блокировок не дошло — были только штрафы. При этом, когда российские онлайн-кинотеатры судились, они знали, по какому конкретному фильму и какому фрагменту к ним возникли претензии.

До 2022 года Okko принадлежал Сбербанку, а затем перешел в собственность топ-менеджмента. Но его по-прежнему можно считать частью экосистемы «Сбера»: подписка на онлайн-кинотеатр входит в подписку «Сберпрайм».