Индекс PMI обрабатывающих отраслей России упал ниже критической отметки впервые с апреля 2022 года. В сентябре значение этого показателя составило 49,5 пункта, снизившись с августовских 52,1 пункта, говорится в материалах исследования S&P Global.

Значение показателя выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, ниже этого уровня — на ее снижение. Замедлению активности в секторе способствовало сокращение впервые с июля 2022 года объемов производства на фоне слабого спроса и задержек со стороны поставщиков.

Проблемы с цепочками поставок — задержками в железнодорожных перевозках и международной логистике — привели к резкому ухудшению показателей поставщиков в сентябре. С учетом дефицита сырья и более высоких транспортных сборов компании сектора сообщали о росте издержек, которые они старались переложить на клиентов. Отпускные цены росли самыми высокими темпами с прошлого октября. Business FM поговорила с производителями о том, как они оценивают собственную деловую активность и издержки.

Георгий Солдатов, генеральный директор холдинга «Адитим», инжиниринговой компании в области переработки полимеров:

«Увеличились сроки, например, погрузки на железнодорожные платформы, индекс PMI к этому чувствителен. Проблемы в логистике с восточной стороны влияют на все производственные процессы, потому что сырье не успевает доходить, падает оборачиваемость в том числе, и это [отражается] в индексе PMI. Но это одно из влияний, конечно, мы это чувствуем, все это сказывается дальше на планах производства. Логистические сроки растут непредсказуемо. РЖД постоянно публикуют различные письма с задержками: где-то вагон оставлен, где-то брошен поезд, еще что-то и так далее. Можно сколько угодно открывать новых переходов, но быстро не построишь новые ветки железной дороги с востока на запад. В данном случае уже, как ты ни увеличивай эффективность того, что есть, нужно либо новые ветки строить, либо, условно говоря, дирижабли восстанавливать. Во всем мире грузовые дирижабли используются, и не нужна железнодорожная инфраструктура. Как это ни смешно звучит, но такие программы по всему миру: 500 дирижаблей в одной стране, в другой и так далее. Мы попадаем в ситуацию, когда физически наша логистическая структура не может переработать такое количество груза».

Павел Арсеньев, гендиректор полиграфического комплекса «Парето-Принт»:

«У нашего бизнеса, а я директор крупнейшей в России книжной типографии, дела идут хорошо, я не замечаю просадки. В сентябре очень высокие показатели выпуска продукции, в октябре будут еще выше. Я вижу, что бизнес на подъеме. Есть в отрасли проблема нехватки кадров, и мы ее решили. А те, кто ее не решает, у того уходят люди, у того просаживается бизнес. В отрасли есть проблемы запчастей, комплектующих, ремонта оборудования и всего прочего. Тот, кто решил, а мы ее решили, у того тоже бизнес не просаживается. Логистических проблем не вижу: ни в доставке комплектующих, ни запчастей, ни сырья, ни в отгрузке товаров. Влияние введенных санкций и внешних обстоятельств существенно. Это не только санкции, а повышение уровня ставки ЦБ до запредельной возможности, где кредитование реального бизнеса под такие проценты маловероятно. И тот молодец, кто добрался до денег Фонда развития промышленности министерства промышленности. Коммерческие источники кредитования реального бизнеса ныне отсутствуют. Был болезненный переход на альтернативных поставщиков, на альтернативные запчасти, и умение восстанавливать в России запчасти, с которыми сложно в связи с поставками».

Дарья Буйлова, директор по маркетингу и стратегии «НАТЭК — Нефтехиммаш»:

«Я скажу не только о своей компании, но и о машиностроении в целом, потому что все крупное оборудование в промышленные компании поставляется очень длительный период. У нас длительный цикл производства — это год-полтора. Что это значит? Это значит, что в прошлом году мы законтрактовались и делаем выручку этого года, то есть мы уже отгружаем продукцию. Что касается контрактации этого года, выручка, которая пойдет на 2025 год, мы уже тоже практически достигли уровня своего прошлого года, 2023-го. Нашей отрасли очень сложно оценить этот индекс, потому что мы зависим исключительно от инвестпроектов клиентов. Но даже если они незначительно сокращаются, ремонт на НПЗ, на ГПЗ не останавливается. И наоборот, для нас не только машиностроение, все крупнотоннажное оборудование, у нас, наоборот, активность очень высока начиная с августа. Потому что снабжение клиентов, им нужно выполнить KPI, закрыть все тендеры по ремонту, нужно отыграть все крупные инвестпроекты. И у нас сейчас пойдет самая крупная контрактация — осень и начало декабря. Поэтому мы увидим снижение только в следующем году. Если оно произошло сейчас, на коротком цикле, мы не наблюдаем. Поэтому, наверное, к радости, я вынуждена опровергнуть эти данные. А что касается закупки иностранных комплектующих, у нас очень маленький процент иностранного оборудования. Нам приходится увеличивать стоимость контрактов».

Это было мнение производителей о том, как они оценивают собственную деловую активность и издержки на фоне падения индекса PMI ниже критической отметки впервые с апреля 2022 года.